НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Бизнес во благо


Стив Хилтон, Джайлс Гиббонс. Бизнес во благо. Делаем деньги, делая мир лучше. М. : ООО "Издательство "Добрая книга", 2003. - 384 с.

Есть мнение, что капитализм - это путь развития, по которому идут люди, если их оставить в покое. Однако те проблемы, к которым он привел человечество (загрязнение окружающей среды, снижение рождаемости в развитых странах, проблемы глобализации) , заставляют задуматься, а правильную ли дорогу мы выбрали? Понятно, что простого ответа на этот вопрос нет, ведь придумать способ заработать себе состояние, просто объясняя людям, что им самим выгодно делать вам добро, - задача нетривиальная. Однако существует множество консалтинговых компаний, которые давно освоили искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию. В 1997 г. Стиву Хилтону и Джайлсу Гиббонсу удалось не просто основать в Лондоне одну из таких удачливых фирм с многообещающим названием Good Business, но и получить себе в клиенты таких гигантов, как Coca-Cola, Sky TV, DaimlerChrysler, Nike, Morgan Stanley Dean Witter и McDonald's. Неудивительно, что к 2002 г. у них появилось свое понимание того, как должен развиваться бизнес в капиталистическом мире, и они написали на эту тему целую книгу. Видимо, чтобы не рисковать, назвали они ее почти так же, как и свою компанию, Good Business: Making Money by Making the World Better, и, надо сказать, не ошиблись - на Западе она стала бестселлером. Давайте попробуем разобраться, насколько актуальны выводы писателей для нашей страны?

Основная идея этого писательского дуэта стара, как "Капитал" Карла Маркса: если вы хотите изменить мир, используйте для этого свой бизнес, а если хотите помочь своему делу - помогите изменить мир к лучшему. В первую очередь это относится к корпорациям мирового масштаба. Ведь, с точки зрения авторов, глобализация бизнеса - это благо, "уже ставшее историческим фактом", и двигатель "технологического развития мира". При этом скромно умалчивается о том, что при определенных уровнях прибыли некоторые бизнесмены готовы "на все", чему мы не раз были свидетелями. Впрочем, надо отдать авторам должное, помимо благих пожеланий в книге масса практических советов. Правда, вычленить их непросто, они искусно замаскированы в многочисленных примерах из жизни компаний, которые они консультировали. Их смысл сводится к тому, что сегодня выгоднее потратить значительную долю прибыли на решение социальных и экологических проблем, чем завтра потерять бизнес целиком, когда вас засудят собственные сотрудники, например за расизм или плохие условия труда. Итогом аналитической работы авторов по корпоративному строительству стали "восемь аспектов корпорации", которые могут использоваться в социальных и коммерческих целях. Правда, "аспекты", на которые обращают внимание писатели, весьма специфичны: например, на первом месте брэнд компании, на втором - способность бизнеса ускорять события, на третьем - реальное влияние на ситуацию и так далее, причем такой важный фактор, как деньги, находится лишь на седьмом месте.

Впрочем, для нас идеи социального партнерства со стороны бизнеса не новы. Вспомните, как при "социализме" заботились о сотрудниках таких городов-заводов, как Норильск. Однако сегодня для страны, в которой значительная часть населения живет за чертой бедности, а независимая судебная система находится на этапе становления, настали другие времена. В такой ситуации действия корпораций, направленные на социальное лидерство, реальны либо тогда, когда денег слишком много и тратить их больше не на что, либо когда иной вариант организации бизнеса просто невозможен. Рассчитывать на то, что кто-то добровольно поделится своими сверхприбылями, пока не приходится.

В целом с выводами авторов трудно не согласиться. Вот только в российских условиях компаний, которые могут позволить себе вести предложенную политику, единицы, а таких, кто это делает на практике, и того меньше. Время еще не пришло. Поэтому для тех, кто хочет заглянуть в светлое будущее нашего бизнеса, эта книга будет как бальзам на раны, остальным же придется довольствоваться реалиями сегодняшнего дня и верить в лучшее. Впрочем, недаром наши предки говорили: "Блажен, кто верует".

Автор - член правления Гильдии финансовых и инвестиционных аналитиков, к. э. н.