Обойти Белоруссию


Несмотря на все увещевания российской стороны, белорусские таможенники продолжают чинить препятствия движению отечественных товаров. По оценке участников рынка, стоимость конфискованных на границе с Белоруссией грузов в этом году превысит $200 млн. Отчаявшись добиться помощи от чиновников, российские компании ищут альтернативные маршруты транзита.

"Любой транзит [российских товаров] через Белоруссию может закончиться потерей груза", - констатирует директор транспортно-экспедиционной компании "Транстемикон" Юлия Слепокурова. По ее словам, "ни одна машина не проходит через территорию Белоруссии без некоего ущерба". "[Белорусские таможенники] задерживают в основном дорогие машины, причем больше 90% из них - российские, - подтверждает сотрудник минской компании - таможенного брокера. - А взятки в несколько тысяч за [одну] машину [с грузом] приходится платить всем". По оценке брокера, общая стоимость импортных товаров, которые Белоруссия конфисковала с начала года на границе, уже превысила $200 млн.

Представитель российского отделения Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова говорит, что ситуация с транзитом через Белоруссию ухудшается год от года. Еще в начале осени АСМАП направила в белорусский Таможенный комитет письмо с просьбой разобраться с незаконными проверками российского автотранспорта на границе. Но тогда, говорит Слепокурова из "Транстемикона", возможные потери компаний еще "были предсказуемы". Компания до сих пор не может добиться возврата арестованного в середине октября груза. "Когда у меня воруют, я иду в милицию, - говорит Слепокурова. - А где искать защиты, когда меня обокрало чужое государство? " Родное же государство пока не идет дальше резких выступлений. Вчера российский посол в Минске Александр Блохин заявил, что белорусский Таможенный комитет "организовал масштабную кампанию по конфискации грузов, следующих транзитом в Россию". Конфисковать товар могут по "незначительным" формальным причинам, сетует Блохин - например, если таможенник сомневается в достоверности учредительных документов компании-импортера. "Но это вообще не вопрос белорусской стороны", - возмущен чиновник. В неофициальных беседах российские представители намного смелее. "Есть некие указания сверху [от руководства Белоруссии] нарастить до максимально возможного предела объем конфиската [на таможне], - говорит российский дипломат. - Это целенаправленная государственная политика, направленная на пополнение государственного бюджета Белоруссии".

По официальным оценкам российского посольства в Минске, в 2000 г. Белоруссия конфисковала импорта на $15 млн. В 2001 г. сумма конфиската увеличилась до $30 млн, в 2002 г. - до $60 млн. Столько же белорусские таможенники конфисковали за январь - сентябрь 2003 г. Около 70% конфискуемых товаров импортировано из России. Товарооборот с Белоруссией, по данным ГТК, с начала года превысил $10 млрд.

Впрочем, доказать даже эти оценки российские чиновники не могут, а белорусская сторона отвергает все обвинения России. "Никакой кампании по конфискации российских товаров в Белоруссии нет", - заявил "Ведомостям" замруководителя администрации белорусского президента Олег Пролесковский. Впрочем, добавил он, транзит, который обеспечивает в основном Россия, - не единственная составляющая экономики Белоруссии. "И президент, и наше правительство в состоянии сами выбирать те пути строительства экономики, которые выгодны государству", - говорит Пролесковский.

В российском ГТК отказались комментировать ситуацию с экспортом в Белоруссию. По словам руководителя пресс-службы ведомства Ирины Скибинской, в повестке дня коллегии таможенного комитета Союзного государства Белоруссии и России, которая пройдет сегодня, "такого вопроса нет".

Поэтому российские компании предпочитают искать обходные пути доставки грузов. "Очень многие перевозчики сообщают о переводе транзита с территории Белоруссии в Прибалтику и на Украину, даже несмотря на удлинение и удорожание перевозок", - говорит Камчатова из АСМАП. По словам представителя минского "АвтоТоргСервиса", транзитный поток из России через Белоруссию уже "резко сократился", в частности "практически не осталось" рейсов через Литву по территории Белоруссии.