РЕГУЛИРОВАНИЕ: Новые правила для капитала


В дискуссии о необходимости валютной либерализации поставлена точка. Новый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" подписан президентом России и вступит в силу 17 июня 2004 г.

Зачем?

Суть действующего сегодня федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" можно свести к принципу: в России есть валютное регулирование, все вопросы - к Банку России. ЦБ за время действия закона выпустил более 1000 актов по вопросам валютного регулирования, не считая адресных разъяснений по конкретным вопросам.

Правила валютного регулирования и контроля устанавливают в отношении большинства внешнеэкономических операций жесткие ограничения, санкции за нарушение которых могут достигать 100% от суммы валютной операции. Но практически любое ограничение можно обойти, пользуясь тем же законом. Сформировался целый рынок подобных услуг, за оказание которых работающие на нем организации берут определенную цену.

Посмотрим, что по сравнению с нынешним порядком изменилось в новом федеральном законе.

Что хорошего?

Прямое действие. Количество инструкций и разъяснений ЦБ, необходимых для работы закона, резко сократилось, а практически все существенные параметры валютного регулирования прописаны в нем непосредственно.

Закрытый список ограничиваемых операций. Все операции, на проведение которых могут накладывать какие-либо ограничения, прямо поименованы в законе. Любые сделки помимо указанных в этом перечне осуществляются без ограничений.

Отмена индивидуальных разрешений. Закон запрещает выдачу отдельных разрешений на проведение валютной операции, что отчасти уравнивает компании в правах и ответственности. Вместе с тем действие уже выданных индивидуальных разрешений сохранится.

Снижение нормы продажи валютной выручки. ЦБ не сможет требовать продажи более чем 30% от суммы возвращаемой валютной выручки. При этом Банк России имеет право устанавливать размер обязательной продажи ниже этого значения (с июля 2003 г. - 25% ).

Свобода открытия счетов за рубежом. Через год после вступления закона в силу можно будет свободно, без каких-либо разрешений, открывать банковские счета в странах, входящих в FATF или ОЭСР. Для открытия счетов в остальных странах необходима будет предварительная регистрация в налоговых органах, которая по своей сути носит уведомительный характер. По просьбе российского банковского сообщества вступление этой нормы в силу отсрочено до 17 июня 2005 г. До этого момента для открытия любого счета за рубежом необходима предварительная регистрация.

Что упало, то пропало. Закон устанавливает принцип, по которому операции с денежными средствами, попавшими на счета резидентов за рубежом законным способом, осуществляются дальше без ограничений.

Репатриация валютной выручки. Несмотря на то что требование о репатриации 100% экспортной выручки остается, из него сделано важное исключение. Если компания взяла кредит у резидента ОЭСР или FATF на срок более двух лет, то часть выручки, которая направляется на погашение займа, можно не возвращать в Россию.

Отмена большинства ограничений в перспективе. По закону все ограничения, кроме обязательной репатриации валютной выручки, отменяются с 1 января 2007 г. Период до этой даты понимается законодателем как период адаптации финансовой системы России к либеральным правилам валютного регулирования.

Что плохого?

Новый закон имеет по большому счету только одно серьезное изменение в нежелательную сторону, но оно в ряде случаев может перевесить все перечисленные плюсы. Речь идет о так называемом резервировании, которое ЦБ может применить в отношении ряда операций. При резервировании участнику сделки придется внести на беспроцентный депозит в ЦБ от 20% до 100% суммы сделки на срок от 60 дней до двух лет. Все основные параметры резервирования в законе указаны, но сама процедура прописана недостаточно четко и не исключает, например, возможности двойного резервирования по одной и той же сделке.

В отношении ряда операций резервирование будет применяться с момента вступления закона в силу. Требовать внесения депозита при совершении других сделок ЦБ может только "в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации". Однако что подразумевается под "существенным" сокращением или "резким" колебанием? Закон этого не определяет. Такая формулировка дает право руководству Центрального банка вводить резервирование, когда ему этого захочется, без объяснения причин. В итоге до 2007 г. , когда отменят саму возможность резервирования, рынок будет жить в страхе, что его в любой момент могут ввести, а инвесторы будут закладывать этот риск в стоимость инвестиций.

Более того, некоторые операции ЦБ сможет вообще приостанавливать на срок резервирования. В этот черный список включены сделки с внешними ценными бумагами, покупка юридическими лицами иностранной валюты и перечисление средств на свои счета в зарубежных банках.

В таблице сделана попытка оценить наступающие изменения в правилах валютного регулирования некоторых наиболее распространенных операций.

Выводы о том, лучше или хуже новый закон по сравнению с действующим, каждый может сделать для себя сам. Российский рынок ценных бумаг уж точно от закона не выигрывает. В целом документ можно считать шагом вперед хотя бы потому, что не очень понятные инвесторам ограничения будут отменены с 1 января 2007 г. Остается уповать на то, что чиновники Центрального банка не станут злоупотреблять правом вводить резервирование в этот промежуток времени и 2,5 года переходного периода не принесут неприятных сюрпризов экономическим субъектам.

Автор - заместитель руководителя комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП