ПРАЗДНИКИ: Рождество - одно на всех


Рождество становится у нас, по-видимому, столь почитаемым праздником, что все чаще отмечается не только 7 января по юлианскому календарю, но и со всем западным христианским миром - 25 декабря, по григорианскому. В большинстве традиционно христианских стран 25 декабря (а в некоторых и 26-е) - нерабочий день.

С развитием глобализационных процессов, формированием единых рынков товаров, капиталов и рабочей силы этот день стал фактически нерабочим или, по крайней мере, почти нерабочим и для значительной части населения незападных стран, занятой во внешней торговле, банковской деятельности, на финансовых рынках и совместных предприятиях.

Рождество 7 января сегодня празднуется Русской православной церковью и является нерабочим днем в России, на Украине, в Белоруссии, Сербии и Черногории. По старому календарю живут также Русская зарубежная православная церковь и некоторые восточные христиане. Празднование в разные дни одного и того же события людьми, принадлежащими по сути к одной вере, само по себе выглядит странно. Между тем серьезного спора между Западом и Востоком по дате Рождества нет, поскольку речь идет не о канонических расхождениях, а лишь об использовании того или иного календаря.

В дореволюционной России и в светской и в церковной жизни действовал один, юлианский календарь. Однако вопрос о принятии нового, более точного в астрономическом смысле календаря обсуждался уже с начала XIX в. В феврале 1918 г. , когда Россия (одной из последних в Европе) перешла на новый календарь, РПЦ отказалась принять его. Аргументы выдвигались различные. И чисто церковные (опасения по поводу возможного совпадения православной и еврейской Пасхи) , и политические (неприятие любых мер, вводимых безбожной властью, угроза прозелитизма западных церквей).

В стране официально атеистической идеологии никого особенно не волновало, что в церковной жизни оставалась старая датировка религиозных праздников. Они отмечались разве что "дремучим несознательным элементом". Расхождение календарей только подчеркивало в глазах властей и большинства народа косность церковного культа. К тому же страна сознательно изолировала себя от остального мира, его идеологии, ценностей и праздников.

Сегодня иная ситуация. Мы говорим об обращении к православию не только рядовых граждан, но и властей. Кроме того, именно в последние годы в результате роста покупательной способности населения и развития потребительского рынка произошли мощная коммерциализация старых праздников и "разогрев" новых в целях увеличения торгового оборота (подарки, банкеты, туры, реклама и т. д. ). В итоге число фактически нерабочих дней в декабре - январе существенно возросло.

Неизбежно, как и в других цивилизованных странах, встает вопрос о допустимой корректировке некоторых традиций. В том числе календарного "двоевластия", которое, помимо прочего, искусственно разделяет нас с экономическим и жизненным ритмом большинства цивилизованных стран, относящихся к христианскому миру. Многие православные церкви (Константинопольский патриархат, поместные православные церкви Болгарии, Греции, Египта, Ливана, Румынии, Сирии) с прошлого века празднуют Рождество, как и остальные христиане, 25 декабря, ничуть не вступая в конфликт с канонами своей веры.

Церковь, как и все в нашем меняющемся мире, может и должна вносить необходимые и допустимые коррективы в свою практику. Это происходило на протяжении всей ее истории. РПЦ не может не видеть существенные доводы в пользу перехода на календарь, принятый почти всеми христианскими церквами и всеми светскими властями государств христианского и нехристианского мира. Взять хотя бы то, что празднику Рождества предшествует (так же, как в случае с Пасхой) 40-дневный пост со всеми вытекающими для верующих обязанностями. И если на Западе этот пост накануне череды праздников логичен, то у нас, полагаю, многие бы вскинули брови, скажи им, что в новогоднюю ночь они, как истинные христиане, должны воздержаться от застольных излишеств. Старый, расходящийся со светским церковный календарь ставит нас в неловкое положение: либо отказаться от бурного веселья на Новый год, либо совершить "грехопадение" через это празднование в дни Рождественского поста. РПЦ закрывает на это глаза, прекрасно понимая, что любые попытки выступить против празднования Нового года будут встречены без особого понимания.

А есть еще всеми любимый Старый Новый год. Так что начиная с 20-х чисел декабря до середины января у нас практически выпадает из нормального трудового ритма несколько календарных недель, что весьма недешево обходится экономике.

Переход на новый календарь, в отличие от 1918 г. , не потребует практически никаких затрат со стороны государства и населения, поскольку речь идет не об официально принятом календаре, а о церковном. Зато немалым будет экономический эффект от соединения двух календарей, учитывая то, что сократится число по существу нерабочих дней, синхронизируется работа нашего рынка с мировым, а новый год начнется для нас не с продолжающейся череды нетрезвых будней, а новым настроением к реализации новых замыслов.

Автор - президент Московской международной валютной ассоциации