Не золотая молодежь


Молодой режиссер Андрей Прошкин, удостоенный на Кинотавре специального приза за свой дебютный фильм - "Спартак и Калашников", - уже представил публике новую работу - картину "Игры мотыльков". Вновь молодежная тема, которая мало кому удается, а Прошкину-младшему, похоже, открывает дверь в большое кино.

Сейчас Андрей Прошкин занят выбором актеров для следующей картины - "Солдатский Декамерон".

- В период съемок "Игр мотыльков" считалось, что вы снимаете "Чучело-2", продолжение знаменитого фильма Ролана Быкова. Почему поменяли такое яркое, рекламное название?

- Потому, что это не продолжение "Чучела". Просто книга Владимира Карповича Железникова, автора сценария, называлась "Чучело-2, или Игры мотыльков". Книга была написана про эпоху перестройки. Мы перенесли действие в сегодняшний день. И герои не имеют никакого отношения к первому "Чучелу", они совершенно другие.

- Чем вас привлекли эти ребята? Вы же выросли совсем в другом окружении, и было бы легче понять, если бы снимали свои версии из жизни золотой молодежи. ..

- Меня отец очень старательно оберегал от жизни золотой молодежи, и я этому кругу никогда не принадлежал. Москва - это не вся жизнь. Я ездил по стране, служил в армии, работал на картинах. Я не могу сказать, что знаю все досконально, но мне кажется, я чувствую жизнь. Но, может быть, когда-нибудь сниму фильм и о Москве.

- А где находится город Златоуст, в котором происходит место действия вашего фильма?

- Примерно в двух с половиной часах на машине от Челябинска, рядом с Миассом. Я ездил со своим "барометром" - оператором Юрием Райским. Мы искали город, в котором бы возникло ощущение правды. Не чернухи, не насилия, а именно правды. Когда мы попали в Златоуст, поняли, что нашли. Ребят-актеров мы привезли на неделю раньше, чтобы они обжились. Они ходили с местными ребятами в компаниях куда-то развлекаться. В ПТУ сидели вместе за партами. Местные даже высказывали упреки, что мы лакируем действительность.

- В чем же лакировка?

- Например, в Златоусте пару лет назад была знаменитая история банды мальчиков-людоедов. Златоуст - крохотный город. И эти мальчики убивали бомжей, жарили мясо на костре и ели. ..

- Да, в таком случае ваш фильм действительно очень нежный. .. Ваш сценарный герой сильно изменился, когда на главную роль пригласили Алексея Чадова?

- В этой картине есть два человека, чей вклад выше просто профессионального. Это оператор Юрий Райский и актер Алексей Чадов. Леша вырос и живет Новопеределкине, под Москвой. И когда прочел сценарий, сказал: "А что так далеко ехать? Все можно снять и у нас". Он хорошо знает эту жизнь, и я много с ним советовался по части правды-неправды. Он очень требовательный и работает вдумчиво, но одновременно и инстинктивно. В его поколении я не вижу других актеров, способных столь точно сыграть социальных героев. Это лишний раз подчеркивает точный глаз Алексея Балабанова (Чадов дебютировал в фильме Балабанова "Война". - "Ведомости").

- Чадов не только играет драматическую роль, но и поет. И не просто поет, а выступает как исполнитель собственных песен, которые написал лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. ..

- У Шнурова была очень сложная задача: его песни должны были быть внутри истории и одновременно ее комментировать, расширять ее рамки. И среди тех вещей, которые, считаю, в фильме удались, - песни в исполнении Алексея Чадова.

- А Марию Звонареву папа подсказал?

- Мы пробовали много актрис на роль мамы героя. Но Маша - колоссальное открытие актерского отдела "Мосфильма" и чутья папы ( "Трио" Александра Прошкина). У меня уже шли съемки, и помню, как мне позвонила моя мама и сказала: как ты мог взять на роль матери Алексея Чадова эту очаровательную молодую девушку?! Ведь в жизни Маша старше Леши на шесть лет. Но масштаб ее таланта таков, что вжиться в другой возраст не проблема. К тому же Маша - творческая персона и много находила для своей роли сама. И практически все ее подсказки были точны. Думаю, ее судьба на экране не ограничится двумя ролями.

- Живя там, в Златоусте, можно понять, что же происходит в России?

- Почему мы искали именно такой город? Для меня "Игры мотыльков" - история человека, который мечтал вырваться - вначале просто географически. Ощущение, что жизнь необходимо менять, в Златоусте становится основной сутью происходящего. Ведь если судить по чипсам и пиву на каждом углу, то и в небольшие городки дошли рыночные отношения. Дело же совсем не в этом. И даже не в количестве денег. Человек гораздо более сложное существо, чем мы можем видеть в сериалах, да и во многих фильмах. Ребята - наши герои - не осознают, что человеческая жизнь намного глубже, богаче, интереснее в любых условиях бытия и быта. И мы снимали свой фильм о людях, от которых не зависят решения государственного масштаба. О так называемых простых людях, но которые могут в какой-то момент посмотреть вглубь и открыть новые истины.

Для меня персонаж Чадова - герой нашего времени. От мальчика с мечтами о музыкальной славе через трагическую нелепость он проходит путь взросления и обращения к себе и там уже находит свою любовь и смысл жизни. Для меня очень важно, что герой сочиняет песни, что он пытается выразить себя через искусство. И то, что в финале возникает песня, дает зрителю подсказку - его творчество уже будет другим, обращенным к себе, а не для желания прославиться.

- "Игры мотыльков" еще не вышли в прокат, а вы уже работаете над следующей картиной?

- Когда фильм закончен, вдруг начинаешь ощущать абсолютную свою ненужность. Это наполняет тебя ужасом. И тогда пытаешься ухватиться за первое предложение. Так было после дебюта "Спартака и Калашникова". Но в случае с "Солдатским Декамероном" было по-другому. Сценарий Геннадия Островского я знаю давно, еще до моих режиссерских опытов.

- Вы же сами служили в армии? Как вам кажется, Геннадий Островский правду написал?

- Частично. На самом деле фильм не об армии. "ДМБ" в этом отношении гораздо ближе, и сделан он в замечательном жанре. Не имеет смысла повторять. Геннадий написал скорее импрессионистскую акварель о жизни и бытии. О том, что мы не всегда осознаем, что мы живем, что есть божья искра, божий дар. ..

- Cолдатская жизнь - как нежная акварель?! Похоже на государственный заказ на позитив. ..

- Нет. Никакого государственного заказа на обеление. История правдива - в ней есть ощущение и людей-воинов. Людей, у которых есть предельно ясная цель: в любой момент, когда им скажут, они пойдут убивать, умирать, потому что это нам нужно.

- Кому нам?

- Всем, от имени которых солдатам поступает такой приказ. Может быть, вам лично это не нужно. Но общество голосует, избирает тех, кто принимает участие в формировании политики. И не солдатское дело - задавать вопросы. Их дело - достойно осуществлять приказы. И в этом отношении в сценарии к армии уважительное отношение.

- Сейчас очень много появляется фильмов с героями в форме. Это даже становится похожим на предвоенный период советского кино, словно опять идет подготовка коллективного бессознательного - "если завтра война. .. ".

- Я не думаю, что существует такой сознательный или бессознательный коллективный заказ. Вот тему конкурса, который проходил по инициативе Даниила Дондурея (главный редактор "Искусства кино". - "Ведомости") , - "Нормальная жизнь в нормальной стране" - уже можно слышать и осязать. Обществу хочется смотреть на себя с позитивной стороны.

А то, что много людей в форме? Мне кажется, было время, когда новое русское кино потеряло ориентиры. Люди не знали, о чем снимать, для чего снимать, какая цель. Ведь снимаешь кино не только потому, что нравится сам процесс, а потому, что хочешь что-то сказать людям. И естественно, у многих возникает желание спонтанно нащупать те темы, которые всегда были присущи советскому кинематографу. Поэтому, мне кажется, сейчас именно такой период, когда мы заново начинаем открывать себя. Сейчас при всем обилии новых имен и достижений в нашем кинематографе младенческий период. Что такое армия? Прежде всего служение. Оно всегда было темой внутри русской культуры и потому всегда сохранит свою актуальность.