БАНКИ: Диверсификация рисков


Уже несколько лет подряд на российском банковском рынке наблюдается активный рост кредитной деятельности. За последние три года объем клиентских ссуд в реальном выражении вырос в три раза. При этом кредитный бум сопровождается низким уровнем просроченной задолженности.

Сводные данные по 15 крупнейшим банкам по объему выданных кредитов свидетельствуют о том, что доля неработающих ссуд в совокупном кредитном портфеле сократилась с 6% в 1999 г. до 2% на середину 2003 г. Однако столь радужная картина вряд ли может служить индикатором того, как могут повести себя кредитные портфели в случае экономического спада или просто замедления темпов экономического роста. Ряд факторов свидетельствуют о том, что российские банки по-прежнему подвержены высокому кредитному риску.

Основным обстоятельством служит высокая степень концентрации банковских ссуд по отраслям и отдельным группам заемщиков. Отраслевая концентрация отражает структурные диспропорции в российской экономике, где на долю нефтегазового сектора приходится 22% ВВП. Существенное и долгосрочное падение цен на нефть, сокращение финансовых потоков в нефтегазовой отрасли могут привести к значительному ухудшению качества кредитных портфелей российских банков. Тогда как рост экономической активности в перерабатывающих отраслях и развитие среднего и малого бизнеса, несомненно, будут стимулировать кредитную активность российских банков.

Высокая кредитная концентрация на отдельных заемщиках - следствие развития частных банков в рамках финансово-промышленных групп. С одной стороны, кредитование родственных компаний в условиях низкой прозрачности экономического пространства, его высокой фрагментированности, низкой кредитной культуры и слабой защищенности прав кредитора достаточно комфортно для банков. Однако концентрация рисков на связанных сторонах может усугубить положение банка в кризисный момент. Кризис 1998 г. показал, что собственники стремятся в первую очередь защитить свои промышленные активы в ущерб интересам банка. Концентрация кредитных рисков на связанных сторонах является тем более рискованной практикой в условиях постепенного перемещения наиболее сильных заемщиков на зарубежные финансовые рынки. Заемщиками российских банков все чаще становятся более слабые члены ФПГ.

Мировой опыт свидетельствует о том, что диверсификация рисков - более надежная долгосрочная стратегия, хотя в краткосрочном периоде выход на новые категории заемщиков может сопровождаться повышением уровня проблемных ссуд. Российским банкам сегодня приходится делать выбор между Сциллой концентрации и Харибдой высоких кредитных рисков более мелкой клиентуры. За последние годы уровень концентрации снизился, но остается на достаточно высоком уровне в международном сравнении. По оценкам Standard & Poor's, крупнейшие 10 кредитов 10 отрейтингованных российских банков составляют 40% кредитных портфелей и 170% капитала.

На фоне высокой кредитной концентрации банки становятся менее защищенными от возможных кредитных потерь. Резервная политика в последние годы стала менее консервативной: если в 1999 г. объем созданных резервов по МСФО более чем в 40 раз превышал фактический уровень просроченных ссуд, то на середину 2003 г. это отношение сократилось до 200%. Вместе с тем собственные средства российских банков все в меньшей степени способны абсорбировать потенциальные убытки, так как отношение капитала к чистым кредитам сократилось с 70% в 1999 г. до 20% на середину 2003 г. Возможности банков по наращиванию собственных средств за счет накопленной прибыли ограничиваются падением доходности коммерческих операций - в условиях снижения процентных ставок и усиливающейся конкуренции возникают сомнения в способности банков взимать адекватную премию за риск.

Перечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что кредитный риск остается одним из основных факторов риска российского банковского сектора. Возможности банков по снижению кредитных рисков будут расти по мере накопления опыта работы с независимой клиентурой на разных стадиях экономического цикла. Этому могло бы способствовать улучшение правовой и институциональной среды, в частности создание кредитных бюро, развитие индустрии страхования кредитных рисков, повышение прозрачности нефинансового сектора, практическое использование залогового права.

Автор - ведущий аналитик Standard & Poor's