Поход в кино - социальная акция


Об акционировании киностудий в профессиональной среде говорят давно и много, но мало кто уже решился пойти по этому пути. Первой к акционированию приступила Киностудия им. Горького. Именно поэтому "Ведомости" обратились к ее директору Станиславу Ершову с вопросами о том, как превратить старые студии в современные кинофабрики, а также об общей ситуации в российском кинопроизводстве и кинопрокате.

- Прошло уже два года, как вы стали заниматься кинематографом. Не разочаровались?

- Нет, но порой позиции ряда кинематографистов и участников кинорынка серьезно расстраивали и удручали. Ситуация, безусловно, улучшается, но пока не настолько, чтобы можно было сказать - киноотрасль уже работает по правилам цивилизованного рынка. До тех пор пока полностью не восстановится прокат, ждать качественных (радикальных) скачков и перемен не стоит. Но тенденции и темпы очень хорошие.

- В чем вы их видите?

- В первую очередь это увеличение количества современных кинотеатров. Это единственный реальный способ собрать деньги в прокате и вернуть вложения в кинопроект. Первые ласточки есть - "Бумер", оба "Антикиллера". Чем больше будет фильмов, собирающих серьезные деньги в прокате, тем быстрее станет развиваться сама киноиндустрия.

- Но репертуарная политика большинства кинотеатров нового поколения строится в основном на американских фильмах.

- Увеличение числа современных кинотеатров, несмотря на все издержки репертуара, - положительное явление. Рано или поздно появится прокат и соответствующие сборы и от российского кино. Сегодня прокат - это бизнес, в котором еще возможно при минимальных затратах (которые пропорциональны количеству кинотеатров в сети) заполнить свой экран весьма кассовым и качественным продуктом, к сожалению, не отечественного производства. Придет время, когда возникнет вопрос национального продукта. Наша киноиндустрия только приближается к тому уровню бюджетов, которые позволят делать качественные фильмы. Их единицы, но они стали появляться.

- Американское кино продается пакетами. К тому же мейджоры не ждут от России возвращения бюджетов, и покупать его дешевле. А средней суммой на производство нашего фильма считается 1 миллион. (Хотя, на мой взгляд, это завышенная сумма. ) Но даже ее вернуть в нашем прокате для большинства картин нереально.

- Пока в прокатной сети несколько единиц кинотеатров. Владельцу, чтобы купить американский фильм, достаточно выложить несколько сотен тысяч долларов. За такую сумму в России (как, впрочем, и во всем мире) кассовое кино не снять. Но когда в прокатной сети будет несколько десятков или даже сотен кинотеатров, то владелец будет вынужден платить за американский фильм в сотни раз больше. И в этот момент, я уверен, прокатчики задумаются. Ведь из этих денег можно будет сформировать бюджет и создать современный, высокотехнологичный отечественный продукт. Похожий процесс мы наблюдали в течение последних лет на рынке телесериалов. Отрадно, что некоторые российские кинопроекты собирают более миллиона долларов. Но высокобюджетный отечественный фильм в России должен собирать десятки миллионов долларов. Сегодня у нас в основном малобюджетное кино, и поэтому выстреливают лишь единицы, отсутствует индустрия. Полноценный бюджет картины должен позволить сделать фильм в соответствии с последними возможностями технологий, правильно организовать раскрутку проекта и т. д. , и т. д. .. Деньги всегда видны на экране. И сейчас современного зрителя, после "Матрицы", "Гарри Поттера", не привлечь в кинотеатры, безусловно, гениальными киносказками в стилистике Александра Роу.

- В Чехии десятилетиями подряд смотрят "Морозко".

- Но не в кинотеатрах, заметьте. Поход в кинотеатр сегодня - определенная социальная акция. Цель - получить развлечение и организовать досуг на высоком, современном уровне. К сожалению, пока российское кино не является законодателем прокатного кассового мирового кинематографа, а может, и должно быть таковым.

- И не будет в том смысле, о котором говорите вы. И нужно ли культивировать подобные амбиции? Все равно никаких денег не хватит, чтобы сравниться с "Матрицей" и "Властелином колец"!

- Я говорю в первую очередь об уровне организации производства, технологическом качестве. Почему мы должны ездить всю жизнь на "Запорожцах"? И это не вопрос патриотизма. Это реалия того, что у нас в стране есть все предпосылки для создания нормальной отечественной киноиндустрии (которая, кстати, существовала и была вторым по объему источником поступлений в бюджет СССР). Основа для этого - объем рынка, который прямо пропорционален численности населения. Этот рынок, безусловно, весьма заманчив, в том числе и для продюсеров Голливуда. И если мы хотим быть частью современного мирового рынка, то должны следовать тенденциям, технологическим новшествам, играть по правилам, которые установлены на подобных рынках. Реально конкурировать.

- Но откуда появятся новые источники больших бюджетов, если для частного бизнеса строительство кинотеатров выгоднее, чем кинопроизводство, а генеральным продюсером фильмов по-прежнему является государство?

- Даже на текущем этапе достаточно альтернативных государству источников финансирования. В основном господдержка ограничивается частью необходимой суммы для формирования бюджета. Например, наша студия заканчивает производство фильма "Арье" - более 40% сметы было сформировано из внебюджетных средств. Это реальные, живые деньги.

Появление людей, готовых вкладываться непосредственно в производство фильмов, стимулируется в первую очередь тем, что начинает системно работать механизм возврата средств, т. е. прокат. И есть компании, которые сами, не ленясь, отстраивают этот механизм. Прекрасный симбиоз прокатчика и продюсера - кинокомпания "Централ Партнершип": прокат зарубежных фильмов, собственное производство фильмов, телесериалов и их прокат. ..

- Какое место в этой строящейся системе современной киноотрасли занимает студия им. Горького?

- Она в самой сердцевине. 4 декабря 2003 г. первой из существующих федеральных киностудий Киностудия им. Горького реорганизована в открытое акционерное общество, 100% акций принадлежат государству. ..

- . .. осуществилась революция, о которой так долго говорили?

- Революции не было, митингов и забастовок - тоже. Многие наши клиенты и партнеры даже не заметили, что на студии происходят какие-то внутренние перемены. Для нас это была рутинная работа. Летом мы закрыли все долги, которые возникли у студии в предыдущие годы, на сегодняшний день студия абсолютно чиста. В марте-апреле должен пройти конкурс среди инвесторов по приобретению пакета акций студии. Государство оставляет себе 25% плюс одна акция. Это позволит осуществлять контроль над деятельностью студии и не даст, например, изменить ее профиль.

- В России за вашим опытом пристально следят коллеги. Что вы можете им посоветовать, на какие подводные камни следует обратить внимание?

- Не терять оптимизма.

- Вы будете продавать пакет частями разным покупателям или оптом в одни руки?

- Порядком и проведением конкурса будут заниматься Министерство имущественных отношений и РФФИ. Менеджмент студии разработал на ближайшие четыре года перспективный план развития, который позволит заинтересованным инвесторам правильно оценить свои возможности. Покупкой акций дело не ограничится. Речь идет о выделении серьезных средств для реконструкции и переоснащения студии. Уверен, что для студии им. Горького другого пути нет. Мы не можем идти по пути "Мосфильма", который с точки зрения своего финансового благополучия не в последнюю очередь замкнут и на использовании коллекции.

- И сколько вам для этого нужно средств?

- По самым скромным оценкам, для первого этапа требуется около $15 млн, чтобы все привести в соответствие с элементарными требованиями рынка. Это стартовые инвестиции для эффективной работы, которые позволят студии им. Горького стать самой современной кинофабрикой страны с полным циклом услуг - съемки, звукозапись, тиражирование, лаборатория, прокат оборудования. .. Если говорить о производственной базе, то мы в 2003-м, по сравнению с 2002 г. , в три раза увеличили объем оказанных услуг кинопроизводящим компаниям. Из нескольких десятков проектов, которые были реализованы на технической базе студии, назову несколько: "Старухи", "Бумер", "Француз", "Вовочка". .. В I квартале нынешнего года запустим долби-студию. Наша лаборатория постоянно обновляется. Реконструкция самой студии имеет немаловажное значение - создание публичной зоны, переоборудование гримерок, павильонов. ..

- А собственное производство?

- Если нам удастся сделать совершенную кинофабрику, то она и станет первым условием для прихода продюсеров к нам. Мы должны стать для кинокомпаний вторым домом. А дальше - будем выстраивать продюсерский центр студии Горького. Список независимых компаний, готовых объединиться под эгидой Киностудии им. Горького, множится. Сегодня у нас в производстве четыре проекта, сформированные студией. С "Полигоном" работаем над "Арье, или Час перед рассветом" (реж. Роман Качанов). Кинокомпания "Слон" уже выпустила двухсерийный телефильм "Француз" и запускает "Мираж" - режиссер обеих картин Вера Сторожева. Известный документалист Сергей Мирошниченко весной начнет снимать по Астафьеву "Кражу". Это тоже наше совместное производство с кинокомпанией "Остров". Молодая компания "КиноПроба" заканчивает у нас "Сказки по телефону" и начнет снимать "Один, без ангелов". Все проекты реализуются по смешанной схеме финансирования - господдержка и внебюджетные средства. У каждого проекта достойные бюджеты. По окончании работ права распределяются соответственно вложениям.

- В процессе съемок следите за качеством материала?

- Как генеральный продюсер - обязательно. Есть у нас и художественный совет, в который входят старейшины студии и продюсеры.

- А почему вы не работаете с издательствами, выпускающими детские книги? Найти, например, отечественного Поттера. ..

- Не все сразу. Мы открыты для любых интересных предложений.

- Вы говорили, что будете снимать сказки. Без спецэффектов сегодня это невозможно. Будете обращаться в Новую Зеландию или на Студию Лукаса?

- В России есть талантливые и профессиональные мастера компьютерных технологий. Мы сотрудничаем с компаниями "Теко-фильмс", UMP. И наши общие амбиции, и наши общие планы совпадают: "Конек-Горбунок" по Ершову. Над произведением Ершова уже работает творческая группа во главе с питерским режиссером Сергеем Овчаровым ( "Сказ про Федота-стрельца. .. ").

- "Конек-Горбунок" выбрали потому, что автор Ершов?

- Мы оба родом с Урала, так что, может быть, и дальние родственники. ..

- Не могу не спросить о музее студии. Когда он будет доступен народу?

- Мы планируем к 90-летию студии провести реконструкцию главного входа, так называемой "публичной зоны". Там и расположим уникальные экспонаты, которые будут доступны всем. По просьбе Комитета по культуре Москвы эта часть киностудии станет открытым общественно-культурным комплексом. И планируем открыться в год юбилея - весной 2005 г.