ИНТЕГРАЦИЯ: Источник роста для России


В мире растет взаимозависимость, и самодостаточность - это категория, несовместимая с понятием "прогресс». Решающее значение имеет правильный выбор ниши, которую государство или союз могут занять в мировом разделении труда. Наша задача - создать такую необходимую миру конструкцию, которая не могла бы функционировать без России и союзов с ее участием.

В третьем тысячелетии успех качественного развития любого государства предопределяется его способностью задействовать не только внутренние, но и внешние источники роста. В последние годы Россия в полном объеме воспользовалась благоприятной для нее конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей: она ускорила темпы своего экономического роста (составившие в 2003-м около 7% ) и сумела войти в первую семерку мировых лидеров по темпам роста ВВП. Однако все понимают, что потенциал рынка энергоносителей ограничен, к тому же сам рынок не застрахован от резких и плохо предсказуемых колебаний. Его нельзя рассматривать как основу для стратегии экономического роста. Что касается производимых в России услуг, то их привлекательность на мировых рынках невелика в силу их пока еще невысокой конкурентоспособности.

Закрытость и открытость.

В такой ситуации есть два очевидных подхода к проведению внешнеэкономической политики. Один состоит в том, чтобы, сохраняя или даже усиливая защищенность национального рынка от внешней конкуренции, стимулировать внутренние инвестиции в основной капитал, реструктурировать таким образом производство и насытить внутренний рынок качественной продукцией, которая по мере возрастания конкурентоспособности начнет находить сбыт и за границей. Возросшие вследствие этого доходы от внутренней и внешней торговли обеспечат расширенное воспроизводство на новой качественной основе, а тем самым - требуемый экономический рост. Однако у этой модели имеется серьезный недостаток. Неясно, хватит ли капиталов (как российских, так и зарубежных) , готовых работать на пока еще недостаточно емкий российский рынок, при том что окупаемость вложений далеко не очевидна, а административные издержки по-прежнему велики.

Другой - противоположный - подход предполагает быструю либерализацию рынка. В этом случае можно надеяться на встречные уступки со стороны коммерческих партнеров, которые позволят тем российским предприятиям, что выдержат возросшую конкуренцию, беспрепятственно торговать со всем миром.

Основные риски данного сценария связаны с тем, что переходный период приспособления российской экономики к новым условиям жесткой конкуренции явно чреват негативными социальными последствиями. И, кроме того, на внешних рынках, как неоднократно приходилось убеждаться, нас никто не ждет.

Третий путь.

Но есть и еще один путь - расширение границ доступного рынка. Для России, к примеру, эта задача экономически означает создание выходящего за пределы политической карты РФ однородного пространства для деятельности российских компаний. Такая же схема подразумевается для наших соседей - Казахстана, Белоруссии, Украины.

Самое важное следствие такого сценария - появление мощного, нереализуемого сейчас стимула для инвестиций. Известно, что капиталовложения зависят от емкости прежде всего внутреннего рынка, а последняя - от численности населения. Например, население Китая на порядок превышает население России, поэтому при прочих равных или приблизительно равных условиях на порядок выше и приток инвестиций в Китай.

Кроме того, расширение экономического пространства невозможно без модернизации механизмов его функционирования. Возникнет новый импульс для административной реформы, осуществляемой с применением лучшего мирового опыта. Снижение административной ренты станет для бизнеса самостоятельным - и очень действенным - фактором повышения конкурентоспособности.

Количество и качество.

Но расширение границ доступного нам рынка должно достигаться не одним лишь путем создания единого экономического пространства с участием ряда республик бывшего СССР. Расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного российского рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются - хотя и очень заметно - только количественные показатели хозяйственной деятельности. Взаимодействие же с Европой обеспечивает другой процесс, также очень важный для сегодняшней России: качественное развитие. Тесные связи с рынками Европы, использование европейских стандартов качества пусть и таким «внешне инициированным» способом все же помогут российским предприятиям приступить к созданию продукции нового поколения (в области автопрома, авиапрома, электроники и т. п. ).

При этом нельзя забывать о двух обстоятельствах. Во-первых, сказанное не относится к основному и традиционному направлению сотрудничества России и Европы - экспорту-импорту энергоносителей. Россия рассматривает это направление сотрудничества, доказавшее взаимную выгоду, как важнейший источник собственного благосостояния и накопления ресурсов для решения масштабных задач страны - перспективных и ближайших. На этом пути должен действовать принцип взаимодополняемости России и Европы. В то же время для сотрудничества в более высокотехнологичных областях может сработать принцип взаимного сближения, а зачастую и уподобления. Однако под гармонизацией законодательства недопустимо понимать односторонний переход России к применению норм европейского права. Мы уже унифицируем экономическую жизнь с учетом европейских стандартов, и впоследствии нам будет намного проще расширить общее экономическое пространство на западном направлении. Но нефтегазовый экспорт имеет слишком важное значение для страны, чтобы Россия не стремилась к достижению особых договоренностей с ЕС по этим вопросам.

Во-вторых, инициировать развитие извне следует чрезвычайно аккуратно, с тем чтобы, не тормозя процессов качественного роста, сократить до минимума возможные негативные социальные последствия в переходный период.

Создание такого пространства - задача и приоритет не одной только России. Россия не может и не будет никому навязывать свои планы; она не намерена осуществлять экспансию на чужих территориях. Единое пространство возможно только как продукт осознанного взаимного интереса или, точнее, баланса интересов.

Автор - заместитель председателя правительства Российской Федерации.

Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике".