Дайте отдохнуть от телевизора


Американская семья, как и любая другая, любит вечером на время расслабиться перед экраном. Но времени для отдыха все меньше, а экранов все больше. Те времена, когда все вместе усаживались у телевизора и смотрели любимую передачу, миновали.

Во многих американских домах можно скорее увидеть такую картину: один из детей играет в компьютерную игру, другой посылает сообщения друзьям. Родители в это время занимаются интернет-шопингом. Одновременно все смотрят телевизор. Но если взрослые действительно его смотрят в перерывах между отправлением интернет-заказов, дети в основном почти не отвлекаются от своих дел.

"Телевидение стало просто фоном", - говорит Сьюзан Янг из Нью-Джерси. Ее сыновьям, которым девять и 13 лет, по будням некогда смотреть телевизор - домашние задания, спорт, уроки в церковной школе и занятия музыкой занимают почти все время. А когда изредка смотрят, все равно сидят за компьютером. Больше всего мальчиков, естественно, привлекают игры, поэтому в них разрешается играть только по выходным, и тогда телевизор вообще перестает существовать.

Американским телекомпаниям приходится к этому приспосабливаться и выдумывать новые программы, которые предназначены для всей семьи и могут служить фоном для семейного вечера. Родился даже термин co-viewing - совместный просмотр.

Но это им вряд ли поможет. Появляется все больше альтернатив телевидению, соревнующихся между собой.

Руководители американских телекомпаний пытаются оспорить результаты маркетинговых исследований, которые показывают, что подростки смотрят меньше телевизионных программ, уделяя больше времени фильмам на DVD и компьютерным играм. В конце прошлого года телекомпании взбесило исследование агентства Nielsen Media Research, в очередной раз это доказавшее.

Но это только верхушка айсберга, который может заставить развлекательную индустрию Америки сменить курс. Рынок переполнен новыми продуктами, и борьба между телекомпаниями теперь часто идет скорее за свободное время американцев, чем за их деньги.

По данным агентства Harris Interactive, которое каждый год производит опрос работающих американцев, с 1973 г. среднее количество рабочих часов в неделю возросло с 41 до 49. В основном рабочий день увеличился за счет времени досуга, который за это время сократился с 26 до 19 часов в неделю.

Но и это оставшееся время не полностью принадлежит американцам. Скажем, теперь не принято оставлять детей без присмотра. Это значит, что некоторым родителям приходится, например, тратить время на то, чтобы перевезти своего ребенка с занятий по футболу на хоккейный матч.

Кроме этого благодаря появлению мобильных телефонов и пейджеров начальство может застать вас где угодно, в любое время.

А в это время продолжается нашествие новых развлечений - видеоигры на DVD, MP3-плейеры, новые интернет-продукты, сотни новых телеканалов и новые радиоканалы.

Доля обычного телевидения на рынке продолжает падать - люди переключаются на кабельное и спутниковое. Поэтому крупнейшие медиа-холдинги, такие как GE, Walt Disney и Viacom, владеющие крупнейшими телекомпаниями, в последнее время скупают и ведущие кабельные каналы.

Их следующим шагом может стать массовое поглощение ведущих производителей видеоигр, которые отбирают у них молодых клиентов. Несколько таких поглощений уже произошло.

Потребителей все больше интересуют технологии, которые помогают им экономить время. Например, это возможность заказать программу по кабельному телевидению в то время, когда это для них удобно, а не по программе канала. Становятся популярными и видеомагнитофоны, которые позволяют при записи фильма вырезать рекламу.

Эта технология пока мало используется, но ее распространение, как и других новшеств, вряд ли порадует рекламодателей, страдающих в результате перемен на телевизионном рынке.

"В 1965 г. было достаточно трех 60-секундных роликов, чтобы вашу рекламу увидели 80% американцев в возрасте от 18 до 49 лет. В 2002 г. , для того чтобы добиться того же результата, потребовалось 177 роликов, транслируемых в прайм-тайм", - жалуется директор по маркетингу Procter & Gamble Джим Стенджел. (WSJ, 26. 01. 2004, Кирилл Корюкин)