Упавший "медведь"


Игра на понижение всегда считалась рискованным делом. Нужно уметь предчувствовать кризис в компании, чтобы вовремя сбросить ее акции, купив их затем по бросовой цене. Все на Уолл-стрит подтвердят, что Дэвид Рокер имеет нюх на корпоративные скандалы. Его хедж-фонд Rocker Partners - один из главных "медведей" на рынке. Однако в прошлом году Рокера постигали одни неудачи.

Рост фондовых рынков, начавшийся в марте 2003 г. , заставил Рокера глубоко задуматься об эффективности его любимой стратегии, всегда приносившей успех и деньги. Прибыль Rocker Partners снизилась в прошлом году на 35,6% по сравнению с 2002 г. Последний раз прибыль компании снижалась в 1998 г. - незадолго до того, как лопнул пузырь на американском фондовом рынке, тогда прибыль упала всего на 1,4%. В 2003 г. активы компании снизились на 41% - с $540 млн до $320 млн. Теперь Рокер вынужден писать акционерам письма, оправдываясь за свою "медвежью" услугу.

Стратегия хедж-фондов, играющих на понижение, заключается в том, что за определенную плату они берут взаймы акции компаний, ожидая падения котировок, и продают их на рынке. После этого фонд покупает эти акции по более низкой стоимости и возвращает их, зарабатывая на разнице цен. Rocker Partners придерживалась этой стратегии и в прошлом году, поставив на падение акций компаний рынка розничных продаж, а также фирм по кредитованию населения. У Рокера были на это основания. Во время рецессии 2000 - 2002 гг. на плаву американскую экономику поддерживали лишь потребительские расходы, подпитываемые заемными средствами. Тогда многие эксперты посчитали, что в 2003 г. такая поддержка прекратится из-за неплатежеспособности большого числа физлиц. Однако потребители сумели вывести США из стагнации. "У "медведей" прошлый год был очень трудным, - пишет Рокер. - Акции самых слабых компаний росли лучше всех".

Уолл-стрит всегда активно следит за Рокером. В отличие от многих "медведей" Rocker Partners публично объявляет о своей позиции по некоторым акциям на рынке и готов любому доказать преимущества игры на понижение. Самого Рокера и его старого партнера по бизнесу Марка Коходеса уважают за агрессивность и нюх на проблемные компании. Рокер одним из первых начал играть на понижение по акциям Lernout & Hauspie, создававшей системы распознавания речи, которая подала на банкротство вскоре после предъявления обвинений в махинациях с отчетностью. Также Рокер предсказал банкротство производителя программного обеспечения AremisSoft и неплохо на этом заработал.

Проблемы с выбором стратегии коснулись в прошлом году не только Rocker Partners. По данным аналитической компании Managed Accounts, прибыль от инвестиций 17 "медвежьих" хедж-фондов снизилась за 2003 г. в среднем на 26,8%. При этом лишь одному удалось показать результат лучше, чем в 2002 г. Беспристрастная статистика явно не по душе Рокеру: с июля этого года компания не будет сообщать Managed Accounts о своих результатах.

Прошлогодние показатели Rocker Partners удивили многих, ведь до этого компании удавалось зарабатывать больше, чем в предыдущем году, как на растущих (плюс 38,3% в 1997 г. ) , так и на падающих рынках (плюс 15% в 2002 г. ). Рокер объясняет это крайне негативной для компании конъюнктурой. Когда в 1999 - 2000 гг. надувался фондовый мыльный пузырь, Rocker Partners проигнорировала растущий технологический сектор, найдя источник дохода в акциях компаний второго и третьего эшелонов, справедливо посчитав, что они переоценены. Однако в 2003 г. росло почти все. "Растущий рынок не дал нам возможности заработать", - говорится в письме Rocker Partners акционерам.

Не сумев вовремя сменить стратегию, Rocker Partners оказалась заложником "бычьего" рынка. Более 60% всех сделок в компании приходится на короткие позиции. В 2003 г. доход по длинным позициям составил 32% , а убыток по коротким - 45%. Кроме того, Rocker Partners была вынуждена брать акции в долг по более высоким ставкам, что также негативно сказалось на финансовых показателях. По словам Рокера, в прошлом году он чувствовал себя так же неуютно, как "Алиса на чаепитии Безумного шляпника". (WSJ, Михаил Мирошниченко)