Вынужденные новинки


ТОКИО - Совсем скоро дым от японских сигарет будет пахнуть не табаком, а цветами апельсина или, например, ромом. Компания Japan Tobacco в этом году запускает на рынок сразу 13 сортов ароматизированных сигарет.

Сигареты Lucia разработаны специально для женщин и будут пахнуть цитрусом. Другие, под названием hi-lite Rum Menthol, источают сладкий аромат рома.

В общей сложности в этом году компания выпускает на японский рынок 13 новинок. Между тем до сих пор JT ограничивалась от силы четырьмя премьерами в год. Россыпь дебютов объясняется просто - крупнейшая в Японии компания по производству сигарет готовится пережить большую утрату.

В апреле 2005 г. у JT истекает срок лицензионного соглашения с Philip Morris International на производство и продажу чрезвычайно популярного в Японии брэнда Marlboro, который японская компания производила и продавала на протяжении последних 30 лет.

По неведомым причинам - ни одна из компаний это не комментирует - стороны не намерены возобновлять контракт. Philip Morris International сама ввозит и продает в Японии восемь брэндов и теперь намерена добавить к ним и Marlboro. Между тем в финансовом году, завершившемся 31 марта 2003 г. , на долю Marlboro пришлось 8,5% японского рынка сигарет, объем которого составил в тот год порядка $37,6 млрд.

Теперь перед JT возникла нелегкая задача заполнить образующуюся пустоту. Тринадцать новых сортов запускаются сразу и в рекордные сроки. Если обычная процедура предполагает для начала испробовать новый сорт на фокус-группах, на сей раз запуск будет проводиться одновременно в разных частях Японии. Продажи наиболее успешных сразу распространят на весь национальный рынок.

Конечно, создать сигареты, которые смогли бы повторить успех Marlboro, - задача не из легких. Кроме того, пачка Marlboro продается в Японии по $2,80, в то время как большинство сигарет производства Japan Tobacco стоят ориентировочно по $2,50 - 2,65 за пачку. Японские курильщики отличаются беззаветной верностью раз выбранному брэнду, и убедить их переключиться на что-либо поновее в высшей степени проблематично. Правда, в компании говорят, что новые сигареты рассчитаны в первую очередь на молодежь, которая в большей степени склонна к экспериментам, чем представители более зрелого поколения.

Пока трудно прогнозировать, насколько популярными станут новые сигареты среди японских курильщиков. 26-летней служащей Аюми Секи сначала очень понравились Lucia с фруктовым ароматом. Однако через несколько месяцев она вернулась к своим любимым Bevel. "Lucia очень приятны на вкус, - говорит она. - Но в них выше содержание смол".

Надо сказать, что борьба с курением ведется в Японии отнюдь не так жестко, как в других странах. Здесь курит 54% мужчин и 13% женщин. Курить разрешается практически во всех барах, кафе и ресторанах. По свидетельству Japan Tobacco, компания разрабатывала Lucia, стремясь в первую очередь создать сигареты с улучшенными ароматическими свойствами.

Для начала сотрудники отдела компании по новым разработкам на протяжении нескольких лет пытались установить, какие именно из 4400 компонентов табачного дыма пахнут наименее приятно. Затем наиболее противные запахи они попытались перебить более сильными и приятными ароматами. (WSJ, 3. 02. 2004, Екатерина Кудашкина)