БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: Посеяли ветер


Автор - главный стратег Альфа-банка, соначальник аналитического отдела.

Кто спустил собак? А может быть, поставить вопрос по-другому? Раз уж их спустили, то как теперь удержать под контролем, чтобы вместо награды не получить головную боль и не нанести ущерб масштабным планам правительства по реструктуризации факторов экономического роста?

Заявление Счетной палаты о том, что она планирует провести проверку деятельности администрации Чукотки (губернатором которой является Роман Абрамович) само по себе не является чем-то экстраординарным и может быть воспринято как рутинная аудиторская процедура. Однако, судя по дополнительным комментариям главы Счетной палаты Сергея Степашина, в которых личные расходы Абрамовича на английский футбольный клуб выступают резким контрастом на фоне скудной помощи беспризорным детям России, за обычной процедурой обнаруживаются совсем иные, потенциально дестабилизирующие задачи, способные в дальнейшем ухудшить инвестиционный климат.

До сих пор инвесторы продолжают верить (т. е. пока еще вкладывать деньги) в предположение о том, что президент стоит за мягкий исход различных налоговых и уголовных расследований, возбужденных против крупного бизнеса. Основная часть заявлений и действий представителей президентской администрации дает основание полагать, что Путин разрабатывает стратегию мирных перемен. Пока что эти заявления и поступки свидетельствуют о том, что президентская администрация в целом поддерживает стимулирующие механизмы, разработанные либеральными экономистами в правительстве. Эти механизмы предполагают создание прозрачной и рациональной промышленной и бюджетной политики, способной перенести вектор роста из сферы природных ресурсов в перерабатывающие отрасли и таким образом создать устойчивый и долговременный инвестиционный климат, необходимый для стимулирования как отечественных, так и иностранных инвестиций в российскую экономику.

Тем не менее есть растущие опасения по поводу того, что отдельные лица в правительстве и администрации хотят достичь тех же экономических целей с помощью механизмов вмешательства, которые позволяют предъявить претензии по поводу владения собственностью ее нынешним владельцам. Убеждениям, как инструменту повышения доверия инвесторов, эти лица предпочитают угрозы.

В обозримом будущем (до президентских выборов) волны этих угроз будут то нарастать, то слабеть по мере того, как правительство будет изучать реакцию и восприимчивость как крупного бизнеса, так и общественного мнения.

Правительство Путина уже добилось надежной поддержки законодательной власти и теперь старается уменьшить роль бюрократических барьеров в экономике, а также решительно бороться с коррупцией. Но помимо всего правительство намерено добиваться того, чтобы бизнес и инвесторы вкладывали деньги в экономику. Для реализации этих задач Путин, вероятно, предпринимает следующие стратегические шаги:

Он в понятной форме разъяснил лидерам бизнеса, чего сейчас ожидают от них, как от богатых людей и как от владельцев бизнеса. Смысл послания состоит в том, что у них теперь появилась социальная обязанность использовать свое богатство для улучшения жизни неимущих слоев российского общества, а также направить свои инвестиции на достижение главных целей правительства.

Он продолжает разъяснять, что правительство будет решительно бороться с проблемами, которые часто упоминаются как препятствия для развития бизнеса (бюрократия и коррупция) , и будет стимулировать рост в перерабатывающих и других отраслях промышленности при помощи пересмотра промышленной и бюджетной политики.

Смысл послания, обращенного к лидерам отечественного бизнеса, состоит в том, что, если они станут работать в рамках новых установок (т. е. правил выживания экономики во время переходного периода) , тогда смогут пользоваться всеми благами своего богатства.

Другой смысл этого послания заключается в том, что те, кто не адаптируется к новым реальностям ведения бизнеса в России, столкнутся с жесткой реакцией правительственных ведомств, которые уже заняты поисками жертв. Предполагается, что сейчас ведется около 1200 расследований, в рамках которых выясняются деяния как физических, так и юридических лиц, выявленные данными ведомствами.

Пятой стратегической установкой можно было бы назвать необходимость сохранения привлекательного инвестиционного климата путем поддержания равновесия интересов между либеральными экономистами и силовиками.

Со времени ареста бывшего главы "ЮКОСа" Ходорковского более трех месяцев назад Путин уже несколько раз заверял инвесторов, что им не стоит опасаться ни охоты на ведьм, ни отмены результатов приватизации, и в то же время ясно проговаривал, что сейчас требуется от лидеров бизнеса. Однако одновременно с этим такие ведомства, как Счетная палата и Министерство природных ресурсов, продолжали вести расследования, за которыми таились плохо скрытые угрозы. Вероятно, что на эти угрозы было получено разрешение, если даже не поощрение, с целью заточить дамоклов меч, готовый покарать каждого, кто не разделяет новых установок. Хочется твердо верить, что этот меч, как и тот меч из древнегреческого предания, послужит лишь молчаливым напоминанием, а не оружием.

Тем не менее нынешняя ситуация таит в себе реальную опасность того, что начатые расследования будут продолжать жить своей жизнью, обнаруживая факты незаконной деятельности, что еще больше укрепит позицию президента. Отсюда возникает предчувствие, что нападки на бизнес будут усиливаться, а вместе с ними и инвестиционные риски. Комментарии Степашина по поводу Абрамовича снова послужили напоминанием инвесторам о существовании постоянной угрозы благоприятному инвестиционному сценарию на следующие 12 - 18 месяцев. "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю" (Осия, 8:7).

Первоначально текст опубликован в Alfa-Bank Russian Daily от 3 февраля.