Вопреки обстоятельствам


Концерт американской поп-звезды, впервые приехавшей в Россию, был анонсирован как шоу в жанре the best of. Многих хитов не хватило. Уитни Хьюстон оказалась не в голосе. Тем не менее артистка пробудила в московской публике самые добрые чувства.

Концерт начался с большим опозданием. Разогрева не было. Хьюстон вышла на сцену почти сразу, без лишних церемоний и сделала глубокий поклон.

Дива поразила худобой, которая производила еще большее впечатление в сочетании со слишком узким платьем: при ходьбе ей приходилось его слегка приподнимать, и движения выглядели слегка карикатурными. Еще одна экстравагантная деталь - в глубине сцены на столике стоял электрический чайник. Самый простой - вроде тех, что живут на кухнях у миллионов россиян. Пропев несколько песен, Уитни стала наливать из него воду - и объяснила удивленной публике: в Питере она подхватила вирус и с утра проснулась совершенно без голоса, ее спас русский врач. .. С этого момента стало понятно, что странности с голосом не случайны и объясняются они не только традиционно плохой акустикой зала. Прошло еще десять минут, звезда полностью охрипла и вообще удалилась со сцены. Чтобы заполнить паузу, за дело взялись бэк-вокалисты.

На концертах звезды часто удаляются на пару минут - вспомним бесконечные кремлевские переодевания Марайи Кэри, на которые она потратила едва ли не больше времени, чем на пение. Но тут зрители стали беспокоиться: продолжится ли концерт? Уитни вернулась - в новом роскошном платье - и попыталась спеть еще несколько песен. Получилось грустно, без начала и без конца, и она снова практически охрипла. Но ей еще предстояло спеть I will always love you: большинство публики знают артистку именно благодаря этой композиции, ставшей главной темой фильма "Телохранитель" (1993). Когда зазвучали первые аккорды темы, Уитни стала вспоминать вслух об отце, умершем в прошлом году. К насморку и нервному напряжению примешались слезы, переросшие в настоящие всхлипы. Она снова остановилась и налила себе воды. И наконец через сип прорвался подлинный стон: "Я буду вечно любить тебя".

В этом была вся Уитни: в конце концов, звезда ее уровня могла бы и не петь в данной ситуации столь сложную тему, могла бы вообще закапризничать и не идти на поводу у публики. Тем более что публика и не требовала от нее такой жертвы - по крайней мере вслух. Но Уитни все-таки спела свою знаменитую арию и даже рискнула выйти на бис. В ослепительно белом тренировочном костюме она исполнила одну из последних песен, It's not right but it's okay, после чего собрала цветы и убежала.

Поразило, что Уитни была готова пожертвовать своим голосом и, следовательно, следующими концертами плотного тура, чтобы только вызвать любовь и сострадание у тех, кто собрался в тот вечер в Кремле.

Но хотелось бы сказать и о другом. Бросился в глаза неудачный порядок исполняемых композиций. Инструментальная увертюра, сыгранная в начале, была маловразумительна: с трудом в ней можно было узнать темы из фильма "Телохранитель". Первые три вещи, к слову сказать, вторичные, были выбраны по принципу свежести - "из нового альбома". В то же время пришлось долго ждать классики - мелодичных баллад из дебютного альбома (1985) , принесшего Уитни Хьюстон мировую известность (диск был даже издан на фирме "Мелодия") : The greatest love of all и Saving all my love for you прозвучали только в середине концерта. Концерт в жанре greatest hits всегда бывает соткан из разновременного материала, но выстроить его можно было гораздо интереснее. Удивила композиция My love is your love - откровенный плагиат с известнейшего регги-гимна No woman, no cry. Что касается вокала, то, с тех пор как Уитни стала звездой и сама занимается вокальными аранжировками, ее партиям явно не хватает продуманности и законченности.

Расстроила и организация концерта: все началось с прохода в Кремль, громадной очереди к Кутафьей башне, тянувшейся под липким снегом с половины седьмого до половины восьмого вечера. С другой стороны, "правила поведения" на кремлевских концертах полностью противоречат характеру шоу: охрана в партере подавляет всякое движение, не говоря уже о танцах, - можно представить, как это смущает артистов вроде Уитни Хьюстон, всю жизнь занимающихся именно танцевальной музыкой. Звезда итальянской музыки, Лучио Далла, несколько раз певший в Кремле, рассказал мне, что на его вопрос о подобных мерах организаторы ответили, что "среди публики есть опасные люди". Неужели организаторы концертов полагают, что российские слушатели опаснее других?

Непонятно, почему не было синхронного перевода многочисленных и порой довольно длинных монологов певицы. Конечно, многие в зале знают английский язык и даже выкрикивали на нем приветствия, и все же, полагаю, имело смысл по крайней мере перевести ту часть монолога, где певица объяснила свое самочувствие. Другой неприятный момент: Уитни пришлось практически пробиваться к своим поклонникам, которые хотели подарить ей цветы: их мужественно оттесняли от сцены омонообразные люди с наушниками. Наконец вышел телохранитель Уитни и, отодвинув русских коллег, позволил звезде пообниматься с народом.

Подведем итоги: в этот вечер не прозвучало хитовых I'm every woman, I'm your baby tonight и других классических вещей. Кое-как спела Уитни I will always love you и The greatest love of all. Певица вообще больше причитала и вздыхала, чем пела, и в то же время люди, весь зал, казалось, был ей сердечно благодарен за вечер: после окончания концерта пять минут не стихали аплодисменты, и только единицы покинули зал, полагая, что бисов больше не будет. Концерт Уитни оказался необыкновенно эмоциональным, в силу того что - вопреки болезни и организационным проколам - был установлен настоящий человеческий контакт суперзвезды с залом. Публика, ожидавшая увидеть американскую знаменитость, встретилась с живым человеком и по этому поводу умилилась.