Жесткие правила


Европейская комиссия начала ужесточать контроль над рейтинговыми агентствами. Корпоративные скандалы в Европе, подобные Parmalat и Ahold, вынуждают Еврокомиссию повысить прозрачность и ответственность агентств, оценивающих кредитоспособность компаний.

Официальные лица Евросоюза, решившие в январе пересмотреть правила надзора за рейтинговыми агентствами, начали реализацию своего плана. При этом Еврокомиссии будет не так просто довести дело до конца, ведь два из трех крупнейших рейтинговых агентств - Moody's Investors Service и Standard & Poor's - зарегистрированы в США и подчиняются местному законодательству. Однако чиновники уверены в успехе.

История с надзором за агентствами началась два года назад, когда в США был принят Акт Сарбейнса - Оксли, по которому Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) были переданы большие полномочия по надзору за рейтинговыми компаниями. Однако SEC, по мнению чиновников Еврокомиссии, не выполняет свои обязанности должным образом. "Ясно, что теперь наше время действовать", - заявляет Анна Диамантопуло, член Европейской комиссии.

Представитель SEC Роэль Кампос признает, что Еврокомиссия оказывает на них давление в вопросе с агентствами. Однако, по словам Кампоса, реальные шаги по регулированию их деятельности могут быть приняты не раньше, чем через несколько месяцев. Директор управления по регулированию рынков SEC Аннетт Назарет на прошлой неделе подтвердила, что проект по реформе надзора за рейтинговыми агентствами сейчас находится в стадии разработки. "Я думаю, что если мы [SEC] не примем новые правила [надзора за рейтинговыми агентствами], то это сделают европейцы, - считает Назарет. - Нам либо придется ускориться [в выработке собственных правил], либо признать заокеанские".

Внесенные позавчера на рассмотрение Еврокомиссии правила регулирования деятельности рейтинговых агентств в первую очередь касаются раскрытия информации о том, как компании получают сведения от своих клиентов. Агентствам также необходимо будет отчитаться о некоторых положениях их методологий присвоения рейтингов. Кроме того, европейцам не нравится высокая монополизированность рынка: три агентства - Moody's Investors Service, Standard & Poor's и французская Fitch Ratings - обладают безусловным влиянием над рынком.

Инициативы могли быть и шире, но Европарламент порекомендовал своим коллегам из Еврокомиссии отказаться от идеи создания нового органа по лицензированию работы рейтинговых агентств, расширив надзорные функции Комитета европейских фондовых регуляторов. Лицензирование, по заключению Европарламента, создаст основу "более высокого доверия к участникам рынка, объективности, независимости процедур присвоения рейтинга", а кроме того, позволит увеличить "прозрачность операций агентств и избежать конфликта интересов [клиентов и агентств]".

Европейский парламент также призывает Еврокомиссию "разработать план тесного взаимодействия [рейтинговых агентств] с регуляторами фондового рынка и международными организациями, чтобы изменения коснулись агентств по всему миру". Однако многие эксперты считают, что, хотя начинания европейцев хороши, принятие новых правил может сильно затянуться и неизвестно, чем это может кончиться.

Рейтинговые агентства, категорически отвергающие обвинения в безответственности, осторожно отреагировали на инициативы Еврокомиссии. "Нам неясно, как будет работать данная схема по лицензированию, какие выгоды и какие издержки она даст рынку, - заявляет Мартин Уинн, директор по связям с общественностью Standard & Poor's в Лондоне. - И все же мы надеемся на плодотворное сотрудничество с европейскими регуляторами, чтобы рынки капитала выиграли от независимого и объективного анализа кредитоспособности компаний". (Использованы материалы WSJ. )