Штраф за превышение скорости


Незаконная трейдинговая практика нескольких ведущих маркет-мейкеров, которая привлекла внимание фондовых регуляторов США еще весной прошлого года, только сейчас может обернуться для брокеров многомиллионными штрафами.

В апреле 2003 г. Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) выявили, что некоторые специализированные фирмы проводили незаконные операции с акциями - "играли на опережение". Маркет-мейкеры, отслеживающие на NYSE процесс торговли (их еще называют "специалистами") , получив крупные заказы на покупку акций, сначала покупали их для себя, а затем продавали своему же клиенту, выигрывая от роста цены. Тогда компании, подозреваемые в махинациях, - среди них Fleet Specialist (подразделение банка FleetBoston Financial) и Spear, Leeds & Kellogg (подразделение Goldman Sachs) - ограничились увольнением нескольких трейдеров. Теперь регуляторы вынуждают Fleet Specialist заплатить $30 - 50 млн штрафа, чтобы урегулировать обвинения.

Fleet Specialist может стать первой из пяти фирм- "специалистов", выплатившей штраф за нарушение правил торговли. За ней может последовать Bear Wagner Specialists - эксперты оценивают размер ее компенсации в $15 млн. Оставшиеся фирмы (Spear, Leeds & Kellogg; LaBranche и Van Der Moolen Specialists) продолжают вести переговоры с NYSE и SEC. Если им не удастся достичь мирового соглашения до конца недели, регуляторы официально предъявят им обвинения, а это может обернуться гораздо большими потерями.

Согласно октябрьскому отчету SEC, начиная с 2000 г. маркет-мейкеры нанесли инвесторам ущерб по крайней мере на $155 млн. В то же время NYSE и SEC понимают, что любые серьезные обвинения трейдерам ударят по и без того подпорченной репутации крупнейшей биржи мира. Поэтому, по сведениям источника, знакомого с ходом дела, регуляторы предлагают фирмам выплатить штраф и возместить инвесторам убытки, при этом не признавая и не опровергая факт нарушений. Общий размер выплат может составить около $150 млн.

Переговоры NYSE и SEC с подозреваемыми шли тяжело. "Специалисты" утверждали, что методика расчета регуляторами общей суммы нанесенных инвесторам убытков неправильна, а обвинения ничтожны. Тогда регуляторы пригрозили, что предъявят фирмам иски через суд. Наименее строптивой оказалась Fleet Specialist, первой согласившаяся компенсировать убытки. Эксперты считают, что это стало возможным благодаря давлению со стороны материнской компании - FleetBoston Financial, которую в прошлом году приобрел Bank of America.

От разбирательства меньше всего выиграла NYSE. Уже не первый год идут разговоры о том, что используемая на NYSE система ведения торгов в биржевом зале, а не через электронную систему безнадежно устарела. Ведь слишком много зависит от порядочности работающих на бирже людей, а не от законов рынка. Первым из инвесторов, выразивших недовольство системой торгов, стал Пенсионный фонд госслужащих Калифорнии (CALPERS) , обвинивший NYSE в намеренном непресечении "незаконной деятельности маркет-мейкеров". При этом сами "специалисты" и руководство NYSE считают, что проведение торгов "живьем" позволяет инвесторам обеспечить исполнение заказа на операцию с ценной бумагой по наилучшей рыночной цене. Но критика NYSE не утихает, и биржа вынуждена постепенно сокращать влияние человеческого фактора. Новый гендиректор NYSE Джон Тэйн всерьез намерен перевести торги на электронную основу. (WSJ, 12. 02. 2004, Михаил Мирошниченко)