Вместе - доходнее


После нескольких лет стагнации рынок слияний и поглощений демонстрирует признаки возрождения. Но в отличие от конца 1990-х гг. , когда крупные сделки нередко были демонстрацией амбиций, сегодня компании объединяются прежде всего ради снижения издержек.

Год начался со сделки J.P. Morgan Chase и Bank One размером в $58 млрд, в результате которой появился третий банк в мире с активами в $1,1 трлн. Не прошло и месяца, как французская фармацевтическая компания Sanofi-Synthelabo объявила о враждебном поглощении Aventis за 48 млрд евро ($60,7 млрд). В случае объединения новая корпорация станет крупнейшим игроком на европейском фармацевтическом рынке. А позавчера компания кабельного телевидения Comcast сообщила о желании приобрести бесценные детские мечты, которые воплощаются на студии Уолта Диснея, за $54,1 млрд.

В последние два года казалось, что рынок слияний и поглощений возродится еще не скоро. После лопнувшего фондового пузыря компании и думать не могли о том, чтобы выложить за конкурента несколько десятков миллиардов. В 2003 г. объем объявленных сделок по слиянию вырос лишь на 6,7% по сравнению с 2002 г. Но в конце прошлого года наметилась тенденция к росту. General Electric приобрела компанию по производству медицинского оборудования Amersham, а Bank of America решил объединиться с Fleet Boston Financial. И вот первые полтора месяца дают понять: консолидация начинается в самых разных секторах мировой экономики.

Но мотивы, которые сегодня заставляют компании объединяться, отличаются от тех, что двигали ими в 1990-е гг. "Мегасделки сейчас скорее являются способом укрепить корпоративную структуру и сократить издержки, нежели желанием создать империю", - считает Филип Ишервуд, аналитик инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein. Экономия на масштабе должна оправдать ту цену, которую покупатель уплачивает акционерам компании - объекта поглощения. А цена эта порой немалая. Так, акционеры Bank One получат премию в 14%. "В таких сделках именно продавец назначает цену", - утверждает Гай Уоррингтон, партнер аудиторской фирмы KPMG.

Хотя мировая экономика уже вышла из состояния глубокого кризиса, компании сейчас сталкиваются с низкой покупательной способностью почти во всех странах мира, и у них нет возможности поднимать цены. Поэтому объединение корпораций становится крайне важной составляющей повышения доходности. В недавно опубликованном отчете инвестбанка Credit Suisse First Boston утверждается, что рынок слияний и поглощений в этом году значительно расширится. Дело в том, что мировая рецессия снизила как стоимость компаний, так и цену заемных средств, обычно используемых для сделок по объединению. Кроме того, объем свободных денежных средств компаний сейчас, как никогда, высок благодаря агрессивному сокращению расходов и росту корпоративных прибылей. Но эксперты не советуют ждать экстраординарных сделок. "Многие компании в 2003 г. получили большую прибыль. Это хорошая основа [для проведения сделок по объединению], но такого бума, как в конце 1990-х гг. , не будет", - считает Ишервуд.

Все более активно на рынке слияний поглощений работают фонды прямых инвестиций. Во время стагнации они вкладывали значительные средства в компании, помогая им выйти из кризиса. По данным аналитической фирмы Dealogic, в прошлом году на долю фондов прямых инвестиций пришлось более 9% от общего объема сделок слияния, тогда как в 2000 г. - менее 3%. Такие фонды обычно инвестируют на несколько лет. Практически безостановочный рост на фондовых рынках с марта 2003 г. позволяет этим фондам зафиксировать прибыль, выйдя из капитала компаний. "Реализация [фондами] активов [компаний] необходима для осуществления будущих вложений", - подтверждает Уоррингтон. (FT, 12. 02. 2004, Михаил Мирошниченко)