Выбор Москвы


Вручены премии ежегодного конкурса "Серебряная камера - 2003", которые выдаются за лучший фоторепортаж о Москве. У этого конкурса, проводимого Московским домом фотографии, учрежденного правительством Москвы и проходящего под патронажем столичного мэра, самый большой премиальный фонд из всех регулярных мероприятий подобного рода, имеющих место в России, - 50 000 у. е. , и формируется он благодаря городским властям, а также отечественным и зарубежным компаниям. Еще важнее, что "Серебряная камера" явно приобретает очертания главного форума фотографии в нашей стране: здесь хорошо отслеживаются тенденции того, как мы склонны запечатлевать себя и окружающее.

Что такое Москва с ее более чем 10-миллионным и весьма разношерстным населением, с ее куда как богатой историей и изумительно хаотической архитектурой? По сути, отдельная страна, а возможно, и специфическая вселенная. Премии на "Серебряной камере" присуждаются по трем основным номинациям: "Архитектура", "События и повседневная жизнь", "Лица". Что это значит в московской вселенной? Архитектура - это и признанный памятник, и очередное вызывающее оторопь сооружение современных зодчих, и чудом сохранившаяся на окраине Москвы деревянная дачка. Лица? Это не только физиономии москвичей и вольных либо невольных гостей столицы, но также выражения лиц московских собак, кошек, ворон, воробьев, да и неодушевленных предметов тоже. События и повседневная жизнь? Это - что угодно. И важные геополитические переговоры в Кремле, и отражение случайного облака в почти высохшей луже - несомненно, события.

Выставка участников конкурса в Московском доме фотографии была очень большой - она заняла все залы музея - и очень разнообразной. При этом на редкость спокойной. Снимков, ранящих чувство и ум, было немного - что в обсуждениях выставки нередко приводило к обвинениям ее в излишней благостности. "Как так? В Москве происходит невесть что, а тут пейзажи столицы, милые московские дворики, семейные сценки да трогательные жанровые зарисовки. Да и вообще, к репортажности показанное имеет далекое отношение. .. " Но факт, что чернухи и работ в духе "Дорожного патруля" было мало, очень показателен.

Фотография, как любое искусство, не способна полностью отражать действительность. Да это и не является целью искусства: оно для того, чтобы нечто проецировать куда-то вдаль. И по части проецирования и прогнозирования оно нередко может дать фору любым точным наукам. А если ошибается - человеку, чем бы он ни занимался, свойственно ошибаться. Так что нервическая уравновешенность "Серебряной камеры" этого года есть свидетельство сознательных и бессознательных стремлений нашего общества к приватности и одомашненности бытия. Получится? Хорошо бы.

Решения жюри, в которое вошли люди, в чьей компетентности усомниться нельзя, сенсационными назвать нельзя. Фотографов по-настоящему высокого уровня в нашем мегаполисе не так много, и они на виду. В результате премии получили признанные мастера.

В номинации "Архитектура" (приз правительства Москвы, 5000 у. е. ) - Илья Кейтельгиссер за серию "Прогулки по Москве". В этой же номинации Борис Савельев получил от фирмы Nikon отличную цифровую зеркальную камеру за серию "Пары", а Александр Забрин от Kodak - фотоматериалы на сумму 1000 у. е.

В номинации "События и повседневная жизнь" победителем стал Игорь Мухин за "Восемь сюжетов о Красной площади", а призы Nikon и Kodak достались Сергею Каптилкину ( "Кулисы московской моды") и Виталию Рашунову ( "Гостиница "Москва"). За "Лица" гран-при присужден Владимиру Мишукову (серии "Неоновые мечты" и "Культ семьи") , вместе с ним на подмостки взошли Георгий Колосов ( "Братья и сестры") и Константин Смилга ( "Про цирк").

Лауреатом специального приза Банка Москвы "За новый взгляд на новый город" (5000) стал Михаил Мишуков. Спецпризы от компании "Геоком" фотографам до 30 лет (2000) вручены были Наталье Павловской и Георгию Кеймаху. Спецпризы Московского дома фотографии (по 1000) - Вадиму Савельеву, Георгию Первову, Людмиле Зинченко и Викентию Нилину. Специальные призы журналов "Огонек", "Меню удовольствий" и Architectural Digest присуждены Сергею Каптилкину, Александру Русову и Александру Забрину соответственно.

В этом году у "Серебряной камеры" была и новая интрига. Впервые посетители имели возможность предаваться прямому голосованию по поводу того, что им нравится. Делать выбор они могли как в залах МДФ, заполняя анкеты, так и в Интернете. В результате МДФ и его сайт превратились в избирательный участок и дискуссионный клуб: из 40 тысяч посетителей выставки половина заполнила бюллетени, еще больше волеизъявилось в Сети. В основном это молодые люди возрастом до 25 лет. Вот их выбор: Владимир Вяткин (серия "Девушки: рыбы и птицы") , снова Владимир Мишуков (серия "Прасковья") , Владимир Греви (серия "Закат") и Алла Соловская (серия "Без присмотра"). Эти призы зрительских симпатий, оплаченные "Альфа Страхованием", скромны - по 500 у. е. Но это выбор народа, да еще и молодого, которому жить и жить в фотографируемом и фотографирующемся городе.