"Мы заполучили правильный фильм"


НЬЮ-ЙОРК - В феврале на экраны Нью-Йорка вышел самый титулованный российский фильм года - "Возвращение" Андрея Звягинцева. Он закуплен для проката нью-йоркской компанией Kino International. Конечно, глава компании Дональд Крим не может быть не огорчен тем, что к регалиям не удалось добавить номинацию на "Оскар" в категории "лучший фильм на иностранном языке". (Фильм был выдвинут Россией). Остается, видимо, утешаться, что в компании отверженных такие замечательные произведения, как "Осама" (Афганистан) , "Гуд, б ай, Ленин! " (Германия) и "Весна, лето, осень, зима и снова весна" (Южная Корея).

Когда-то несчастье в прямом смысле помогло новорожденному бизнесу Дональда Крима. В 1977 г. его юная компания Kino International приобрела по сходной цене кинотеатральные права на фильмы Чарли Чаплина. И тут же Чаплин умирает. Разумеется, по всем США устраиваются ретроспективные показы, отбоя от заявок нет. Все сразу захотели чаплинских фильмов, и их было у Крима.

За последние 25 лет Kino International открыло американцам творчество таких мастеров мирового кино, как Рауль Руис и Фолькер Шлендорф, Аки Каурясмяки и Вонг Кар-Вай, Михаэль Ханеке и Кшиштоф Кесьлевски. В библиотеке компании - более 300 названий фильмов, в том числе существенный сегмент советской классики. К примеру, "Зеркало" и "Жертвоприношение" Тарковского, "Цвет граната", "Легенда о Сурамской крепости" и "Ашик-Кериб" Параджанова, "Чайковский" Таланкина, "Сибириада" Кончаловского, "Агония" и "Иди и смотри" Климова, "Москва слезам не верит" Меньшова.

На вопросы "Ведомостей" отвечает президент компании Дональд Крим.

- Как будет осуществляться прокат "Возвращения"?

- Фильм стартует в Нью-Йорке, где сконцентрирована наибольшая часть потенциальных зрителей, в Lincoln Plaza Theatres и Cinema Village в Манхэттене, а также в арт-хауcном центре в Хантингтоне на Лонг-Айленде. Затем, в середине февраля, начинается его демонстрация в Лос-Анджелесе в 4 - 6 кинотеатрах, в Сиэтле, Сан-Франциско, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Денвере, Хьюстоне, Далласе. Майами, Атланте. Мы начнем, вероятно, двадцатью копиями фильма. В зависимости от интереса публики решим, нужны ли нам дополнительные копии. Мы сделали отличный рекламный ролик, плакаты, листовки, открытки, но не стали прибегать к телевизионной рекламе, за исключением русскоязычного канала. Это слишком дорого для нас. Но мы намерены раскладывать листовки и открытки с информацией о фильме в русских районах - в магазинах, ресторанах, видеосалонах.

- А каков следующий этап после показа в кинотеатрах?

- Предложим фильм университетским киноклубам. В ряде городов такие клубы служат своего рода арт-хаусными центрами, как, например, в городе Итаке, штат Нью-Йорк, где расположен Корнельский университет. После этого фильм выйдет на домашнем видео и DVD. Скорее всего это произойдет следующей осенью. И только затем будет возможность его увидеть на кабельном телевидении. Мы его пока не продали ни одному из каналов. Замечу, что кабельный рынок для иностранных арт-хаусных фильмов в США весьма невелик. Всего 2 - 3 канала - Independent Film Channel, Sundance, Bravo, отчасти Turner Classic Films, несколько региональных станций PBS. Если вы возьмете общую телевизионную программу на неделю, то количество в сетке показов иностранных фильмов окажется очень незначительным. Лет пять назад положение было несколько лучше.

- Каковы конкретные обстоятельства приобретения вами "Возвращения"? Что подтолкнуло на совершение сделки?

- Наша компания работает в этом сегменте рынка 26 лет. Мы находимся в постоянном поиске новых лент, обычно смотрим их в контексте кинофестивалей - в Канне, Берлине, Санденсе, Торонто. Отсматриваем очень много, стараясь определить, какие из новинок способны привлечь американскую аудиторию. В нашем секторе, в верхней его части, мы конкурируем с Miramax, Sony Pictures Classics, Lions Gate.

- На какое место вы бы поставили свою фирму?

- Сегодня и вообще за последние годы на рынке закупки и проката иностранных фильмов в США активна примерно дюжина фирм. Я думаю, мы находимся где-то посередине, если говорить о масштабах бизнеса.

- Пришлось бороться за "Возвращение"?

- Пришлось. Насколько мне известно, еще две-три компании проявили конкретный интерес. В итоге наше предложение оказалось немного выше, чем у других. Ситуация была такова. Я посмотрел "Возвращение" в Торонто. Его продавало агентство "Интерсинема", Раиса Фомина, она очень активна на международном рынке. Она приезжает в Канны, Берлин, на MIFED (кинорынок в Милане. - "Ведомости"). Примерно пять-семь лет назад мы купили у Раисы другой фильм - "Брат" Балабанова, результатами проката которого мы вполне довольны. Он оказался прибыльным для нас, получил отличные рецензии, хотя и не стал большим хитом. Мне "Брат" очень нравится.

- Можете назвать итоговые результаты кинопроката "Брата" в США?

- Полагаю, число зрительских посещений можно оценить в 50 000. Затем мы выпустили его на видео, и результаты также оказались неплохими.

- А "Брат-2" почему не купили?

- Должен признаться, что я его так и не видел. Но слышал мнение, что первый "Брат" выше с художественной точки зрения, а "Брат-2" больше повернут на коммерцию.

- "Брат-2" многие сочли антиамериканским по духу.

- Да-да, знаю, типичная гангстерская история. Я подумал, что каждый вечер по американскому телевидению показывают такие фильмы и это вряд ли привлечет аудиторию.

- Значит, после "Брата" - "Возвращение"? Ничего в промежутке?

- Если говорить о закупках через Раису Фомину, да. У нас есть большая коллекция российской киноклассики, которую мы получили в наследство от компании International Film Exchange. Ее 25 лет возглавлял Джерри Раппопорт, через которого долгое время осуществлялся прокат в Америке фильмов из стран советского блока. Вы знаете Джерри?

- Да, я с ним был знаком, в 80-е годы встречались регулярно на мировых кинорынках и в Москве. Он что, жив?

- Да. Джерри пенсионер, живет на Лонг-Айленде, выходит в океан на катере, а на зиму ездит во Флориду. Он и его жена Бьюла в отличной форме. Мы купили у него в свое время права на советскую коллекцию. В настоящее время ведем переговоры с российскими студиями о продлении действия прав, поскольку срок первоначального контракта истек. Итак, вернемся к "Возвращению". Я прочитал в Variety, что этот фильм показывался на фестивале в Венеции, получил главный приз и все от него в восторге. Я посмотрел его в Торонто и был ошеломлен. Очень мощный, артистичный фильм. Я сделал предложение "Интерсинема", затем его несколько повысил, и в результате мы заключили контракт. Я очень этому рад. С того момента фильм получил еще большее признание. Он стал "европейским открытием года", выдвинут Россией на "Оскара", получил номинацию на "Золотой глобус", массу призов кинофестивалей, режиссера Андрея Звягинцева крупнейшее деловое киноиздание Variety включило в десятку самых перспективных режиссеров мира.

- Я дважды подробно говорил с Андреем, и у меня сложилось впечатление, что этот обрушившийся на него, дебютанта, огромный успех вызывает у него не только радость, но и тревогу. Он осознает, что испытание славой - очень тяжкое. Особенно сложно в этой эйфории выбрать тему и сюжет для второго фильма.

- Мы встречались с Андреем, когда он приезжал в Америку, и очень мило провели время. Он очень скромен, у него отменное чувство юмора. Согласен, проблема второго фильма существует, но обратите внимание на уровень мастерства в "Возвращении". Он сделан по высоким канонам режиссуры.

- На какую часть аудитории вы рассчитываете, начиная прокат "Возвращения" в Америке?

- Мы считаем, что фильм, представляющий собой топ-уровень интеллектуального кинематографа, вызовет интерес у всех любителей кинематографа. Серьезные критики написали очень позитивные рецензии. Мы надеемся, что на фильм придет многочисленная русскоязычная община. К сожалению, как мы знаем, его уже "пиратировали" и он циркулирует в незаконных видеокопиях.

- Вы знаете, в Бостоне мне показали "Возвращение" на пиратском DVD.

- На DVD?!

- Я изучил обложку - никаких опознавательных знаков, никакого упоминания компании-производителя, дистрибьютора, ничего. Только название и фамилия режиссера.

- Увы, мы мало что можем сделать в отношении этих людей. Я знаю, что и в России его "пиратировали". Как бы то ни было, мы надеемся привлечь в залы русских американцев. Разумеется, потенциал арт-кино невелик по сравнению с мейнстримом и фильмы таких режиссеров, как Бергман и Тарковский, никогда не собирают большую аудиторию. Я не могу представить, чтобы фильмы Тарковского собирали толпы народа в России. Но по прошествии времени шедевры остаются востребованными, а коммерческие блокбастеры быстро сходят с экранов. Конечно, очень помогает, когда фильм получает "Золотой глобус" и "Оскар". Это значительно расширяет аудиторию.

- А как в целом вы оцениваете положение иностранного фильма в США?

- Ответ мой таков: если вы заполучили правильный фильм, люди на него пойдут. Некоторые иностранные фильмы становятся очень успешными. Пример - "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", собравший в прокате более $100 млн. А ведь это китайский фильм с субтитрами. "Жизнь прекрасна", итальянский фильм, собрал более $50 млн.

- Может быть, это исключение?

- Да, это исключение из правила. Если сравнить с ситуацией 30-летней давности, рынок сузился.

- Почему? У вас есть объяснение?

- В 50 - 60-е гг. иностранный фильм в США обычно подразумевал одно - секс. Если вы хотели увидеть голые тела и откровенные сексуальные сцены, то отправлялись смотреть шведские или французские фильмы. В американских фильмах тех лет таких откровений не было. В конце 60-х независимое американское кино догнало европейское по откровенности, и в охоте за европейским киносексом уже не стало большого смысла. А сегодня не только мейнстрим, но даже телевидение изобилуют сексуальной тематикой. Паруса европейского проката в США сдулись - с примерно 5% до 1,5%. У нас нет иллюзий относительно "Возвращения". Это не "Крадущийся тигр. .. ". Это не "Кинотеатр Парадизо". На него не будут давиться.

- А какой прокатный сбор сделает вас счастливым?

- Если "Возвращение" соберет $1 млн в прокате, это будет сенсацией. Потому что это фильм требует от зрителя многого, это фильм для искушенных людей.

- А в вас не вселяет надежду успех "Русского ковчега", собравшего $2,5 млн в США?

- Если такое произойдет с "Возвращением", это фантастика! Никто не предполагал, что у фильма Сокурова будет такой успех. Мы тоже боролись за его покупку, но в какой-то момент торга не пошли выше ( "Русский ковчег" был куплен компанией Wellspring. - "Ведомости"). Какая аудитория может быть у познавательного фильма о музее? А вот как оно вышло.

- Какая часть аудитории является для вас целевой?

- Любители арт-фильма, просто хорошего кино, русскоязычные эмигранты.

- Какие приемы маркетинга вы используете, на какие крючки стремитесь зацепить публику?

- Номер один: уже полученные награды. Оценки критиков деловых изданий: Variety, Screen International, Hollywood Reporter. Мы надеемся, что оценки критиков ведущих изданий, которые откликнутся на премьеру, будут высокими. Реклама в газетах и на радио. И конечно, людская молва.

- А как американцы вообще относятся к русскому кино? Что они ожидают от русского фильма?

- Если, допустим, французское кино - сексуальное, юмористическое, легкоусваиваемое, то русское кино - нечто серьезное, глубокое и философское. Как и русская литература и музыка. Такая репутация.

- Я вспоминаю в этой связи плакат когда-то существовавшего американского издательства Аrdis, на котором изображена голова Льва Толстого, в густой шевелюре которого сидят смирные Адам и Ева. И надпись "Русская литература лучше секса". .. А какие имена русских режиссеров известны американцам?

- Тарковский. Кстати, мы продаем "Зеркало" и "Жертвоприношение" на DVD и продажи идут на удивление очень хорошо. Вообще, можно говорить о буме дигитальных дисков. Наши продажи на этом носителе составляют 90% , а на видеокассетах - 10%. В целом продажи DVD составляют больше половины оборота всего нашего бизнеса, включая кинопрокат.