РАСПРОСТРАНЕНИЕ: Культура безопасности


Когда-то оборудование, ядерные материалы и подготовка кадров в этой области были практически недоступны. Однако сегодня существует сложная всемирная сеть, способная поставлять системы для изготовления пригодного для производства оружия материала. И, безусловно, существует спрос: страны по-прежнему сохраняют интерес к незаконному приобретению оружия массового уничтожения.

Если мы будем пассивными наблюдателями, эта тенденция сохранится. Можно ожидать, что страны, считающие себя незащищенными, будут стремиться преодолеть эту незащищенность и в некоторых случаях будут осуществлять тайные программы создания оружия. Сеть поставок будет расширяться, упрощая тем самым приобретение технических знаний и материалов, необходимых для создания ядерного оружия. В конечном счете террористы, даже если они и не смогут приобрести само оружие, неизбежно получат доступ к таким материалам и технологиям.

Если мир не изменит курс, мы рискуем уничтожить сами себя. Здравый смысл и недавний опыт ясно показывают, что нужно изменить Договор о нераспространении ядерного оружия, который исправно служил нам с 1970 г. , таким образом, чтобы он отвечал реалиям XXI в. Мы можем сделать режим нераспространения более жестким, не создавая угроз национальному суверенитету.

Первый шаг заключается в ужесточении мер контроля над экспортом ядерного материала. Существующая система основана на джентльменском соглашении, которое не только не носит обязательного характера, но также ограничено в отношении членства; она не охватывает многие страны с растущим промышленным потенциалом. А некоторые ее участники даже не в состоянии контролировать экспортные операции компаний, не аффилированных с государством.

Мы должны сделать систему экспортного контроля универсальной, устранить эти лазейки и ввести в действие обязательные и основанные на договоре меры контроля - сохраняя в то же время права всех государств на мирные ядерные технологии. Пособничество при распространении ядерных материалов должно быть признано преступлением.

Наряду с этим необходимо расширить полномочия инспекторов. В последнее время удалось добиться более широких прав в плане проведения инспекций в Иране и Ливии. Но Международное агентство по атомной энергии должно иметь право проводить такие инспекции во всех странах. Проверка обязательств в соответствии с договором о нераспространении требует более строгих мер, но к настоящему времени менее 20% из 191 члена ООН одобрили протокол, наделяющий агентство более широкими правами.

Кроме того, странам не следует разрешать выходить из договора. Сейчас этот договор разрешает любому участнику сделать это с трехмесячным уведомлением. Любая страна, прибегнувшая к действию этого положения о выходе, почти наверняка представляет собой угрозу международному миру и безопасности.

Основные элементы ядерного топливного цикла - производство нового топлива, обработка материала, пригодного для использования в оружии, захоронение отработавшего топлива и радиоактивных отходов - должны находиться под многонациональным контролем.

С этой целью должны быть возобновлены переговоры по Договору о запрещении производства расщепляющегося материала. Этот договор, который положит конец производству расщепляющегося материала для оружейных целей, уже почти восемь лет безуспешно рассматривает Конференция по разоружению в Женеве. А в отношении уже существующего материала, включая материал в некоторых странах бывшего Советского Союза, должны быть укреплены меры физической безопасности.

Конечно, основополагающим элементом режима нераспространения является обязательство пяти обладающих ядерным оружием государств, признанных в рамках ДНЯО, - Китая, России, Британии, США и Франции - продвигаться вперед в направлении разоружения. Недавние соглашения между Россией и США заслуживают похвалы, но они должны быть проверяемыми и необратимыми. Следует разработать четкую "дорожную карту" ядерного разоружения - начиная с сокращения числа все еще имеющихся в мире 30 000 ядерных боеголовок и вступления в силу давно ожидаемого Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Можно ожидать, что в районах затяжных конфликтов - на Ближнем Востоке, в Южной Азии и на Корейском полуострове - стремление к обладанию оружием массового уничтожения будет сохраняться до тех пор, пока мы не введем альтернативные меры, обеспечивающие компенсацию дефицита безопасности. Мы должны отказаться от ложного представления, согласно которому стремление к обладанию оружием массового уничтожения предосудительно для одних стран и вполне приемлемо для других - тех, что полагаются на него ради безопасности и продолжают его совершенствовать.

Мы также должны отказаться от устаревшего подхода, определяющего безопасность в терминах границ - городских стен, пограничных патрулей, расовых или религиозных группировок. Мировое сообщество стало необратимо взаимозависимым, в нем постоянно перемещаются люди, идеи, товары и ресурсы. В таком мире мы должны бороться с терроризмом, создавая общую культуру безопасности, проникающую через границы и ставящую во главу угла ценность человеческой жизни. В таком мире нет места оружию массового уничтожения.

Автор - генеральный директор Международного агентства по атомной энергии