СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Как оценить работу CEO


Вторая часть статьи, посвященной оценке работы CEO. Первая опубликована 17 февраля.

На Западе критерии оценки эффективности СЕО прописаны достаточно четко.

- СЕО обязан обеспечивать акционерам ожидаемый возврат на инвестиции. Его работа заключается в постоянном улучшении корпоративных показателей.

- Одна из основных задач СЕО - это управление рисками. Рост бизнеса в условиях жесткой конкуренции требует системы, чувствительной к переменам и позволяющей бизнесу быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к ним.

- Привлечение стратегических инвестиций и эффективное управление ими.

- Определение и достижение целей в кратчайшие сроки.

- Важную роль играет имиджевая составляющая деятельности СЕО. Его имя и репутация проецируются на восприятие компании широкой общественностью, что и влияет на ее коммерческую оценку.

В России, к сожалению, пока не существует жестких критериев деятельности СЕО. Это связано не столько с молодостью бизнеса, сколько с частой и непредсказуемой сменой курса акционеров, несоответствием их ожиданий и реальности. Активное вмешательство собственников в оперативное управление не позволяет наемным СЕО проводить последовательную политику изменений и структурирования бизнеса. Между акционерами и генеральным менеджером обычно складываются напряженные отношения, что усложняет ситуацию. И, пожалуй, самое важное - это недостаточный профессионализм российских топ-менеджеров.

Что касается рисков, то формально и в России это также ответственность генерального директора, но на практике ему трудно ее реализовать. Часто причина этого - вмешательство акционеров в зону компетенции генерального директора. Поэтому сегодня получила распространение форма контракта, при которой в случае попытки владельца вернуть себе управление генеральный менеджер слагает с себя ответственность и увольняется с надлежащей компенсацией.

При этом нельзя не учитывать особой зоны рисков, где функции собственников по-прежнему уникальны. Речь идет о рисках, которые относятся к политической сфере и обусловлены особенностями российского государственного устройства, менталитета, высокой значимостью личных связей и неформальных отношений в России. Например, крупный кредит иногда дается исключительно под имя владельца.

Завершая параллель, заметим, что имидж российской компании сегодня связан с именем ее основателя, а отнюдь не генерального директора. Такая ситуация, по всей видимости, сохранится еще долго - во всяком случае до тех пор, пока понятие "акционеры" носит не абстрактный, а вполне персонифицированный характер.

В конечном итоге основные различия проистекают из-за отсутствия в России и, напротив, распространения на Западе культуры регулярного менеджмента.

В качестве резюме уместно привести прогноз на будущее, данный в исследовании Booz Allen & Hamilton "Почему СЕО терпят поражение". Согласно гипотезе аналитиков частота отставок СЕО в мире будет расти. Вот некоторые факторы, подтверждающие ее обоснованность.

- Замечено, что все СЕО демонстрируют наибольшую эффективность в первой половине своего срока. С момента, когда эффективность СЕО падает, заметно увеличивается давление акционеров на совет директоров с требованием изменений, в том числе отставки СЕО. Таким образом, смена СЕО - это способ удовлетворения финансовых ожиданий акционеров.

- Недовольство общественности (пример - ситуация в компании Enron) , которая настаивает на смещении с должности СЕО уличенного в нечистоплотности.

- Кроме всего прочего, чем выше конкуренция среди опытных СЕО, тем выше вероятность смены переставшего устраивать акционеров управляющего на нового. Сочетание коротких периодов управления и молодости топ-менеджеров создает своего рода сообщество опытных профессионалов, где каждый может претендовать на замещение лидера любой компании.

Пожалуй, только первый из трех вышеперечисленных факторов применим сегодня к ситуации в России. Это во многом связано с дефицитом профессионалов, который гасит конкуренцию и вынуждает акционеров оставаться в роли управляющих собственных компаний, даже если это не совпадает с их желаниями и уровнем менеджерской компетентности. Чем скорее в России сложится конкурентная среда на рынке профессиональных менеджеров, тем больше возможностей для роста и развития откроется для российских компаний.

Авторы - партнеры компании RosExpert