ЭКСПОРТ НЕФТИ: Превзойдет ожидания


Всего лишь за пять лет благоприятная макроэкономическая ситуация в российском нефтяном секторе помогла вывести добычу и экспорт на новый уровень по сравнению с концом 1990-х гг. , что дает России возможность оставаться на протяжении следующих лет самым крупным производителем и экспортером углеводородов в мире.

В отличие от тех, кто ожидает в этом году резкого сокращения темпов роста добычи и экспорта российской нефти, мы считаем, что объемы этих операций резко увеличатся.

Возможности России в области добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов недооценены. Участникам рынка непросто учесть все факторы из-за разбросанности активов на огромной российской территории, сложности трейдинговых схем или по другим причинам.

Те, кто предсказывает неизбежное снижение темпов роста добычи и экспорта нефти в этом году, не учитывают совокупное расширение мощностей по всей России, особенно сроки осуществления и параметры новых проектов.

Этой зимой общее внимание приковали к себе трудности, вызванные транспортировкой нефти через Новороссийск и Босфор. Однако балтийский и другие экспортные маршруты с избытком компенсировали указанные выше задержки, а общие показатели экспорта значительно превзошли ожидания отдельных наблюдателей, в частности на фоне негативных новостей о ситуации в турецких проливах.

Данные за январь свидетельствуют о том, что российская добыча нефти увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11% , достигнув, по данным Минэнерго, 37,8 млн т. Значительный рост объемов добычи также был отмечен в IV квартале 2003 г.

Инфраструктуру российского нефтяного экспорта следует рассматривать как источник роста, а не сдерживающий фактор в плане влияния на стабильность работы нефтяной промышленности. Несмотря на то что развитие этой инфраструктуры могло бы идти быстрее при наличии дополнительной политической воли, наращивание экспортных мощностей способствует быстрому превращению России в страну, добывающую более 500 млн т нефти в год.

Сохраняющаяся недооценка рядом аналитиков возможностей российской экспортной инфраструктуры (а также темпов роста добычи) находится в противоречии с фактами по трем причинам.

1) Сложность учета теми, кто не является специалистом по торговле нефтью, и особенно не работает в России, многочисленных инфраструктурных проектов. В отдельности каждый из подобных проектов не дает значительного эффекта, но в совокупности небольшие операции по увеличению пропускной способности играют заметную роль. Например, пропускную способность терминала "Импортпищепрома" в Новороссийске, который создавался для экспорта вина и был недавно приспособлен для отгрузки нефтепродуктов, планируется увеличить на 42 000 барр. /сутки, вложив всего лишь $5 млн. Поскольку объем перевалки вырастет не так уж значительно, вряд ли кто-то заметит это вообще.

2) Недооценка способности нефтяных компаний самостоятельно находить выгодные, особенно в условиях высоких цен на нефть, маршруты экспорта растущих объемов добываемой нефти.

3) Недооценка воздействия высоких цен на нефть, а также их прямого и косвенного влияния на принятие политических решений, планирование и осуществление инфраструктурных проектов.

Участники рынка часто не учитывают вышеперечисленные моменты, из-за чего динамика развития российского нефтяного сектора будет, скорее всего, по-прежнему превосходить их ожидания.

Исходя из прогнозов UBS, в соответствии с которыми цена Brent должна составить в 2004 г. $24,5/барр. , в 2005 г. - $21,5/барр. , а в 2006 г. - $19,5/барр. , мы считаем, что в 2004 г. объемы добычи нефти в России должны увеличиться по сравнению с 2003 г. еще на 8,7%. При этом не менее значительно (на 15% ) должен возрасти экспорт нефти, включая поставки в страны СНГ и транзит.

Долгосрочная динамика не менее замечательна. Только за счет небольших проектов расширения мощностей объемы добычи в России смогут достичь 10 млн барр. /сутки уже к концу следующего года.

Если же до конца этого десятилетия заработают крупные нефтепроводы до Мурманска и из Восточной Сибири (а мы считаем, что так оно и будет) , тогда Россия сможет еще на протяжении многих лет добывать более 10 млн барр. /сутки. Это произойдет в случае, если будут соблюдены три условия.

1) Построены нефтепроводы до Мурманска и из Восточной Сибири.

2) Цены на нефть стабилизируются на уровне не менее $19,5/барр. для марки Brent. В случае же сохранения нынешних высоких цен на нефть в течение длительного времени планы по добыче осуществить будет легче. Даже если государство установит более высокие налоги.

3) Отсутствие соглашений между Россией и ОПЕК, которые могли бы помешать планам ввода в строй новых инфраструктурных проектов.

Благоприятная ценовая конъюнктура сделала сравнительно дорогие способы транспортировки, например по железной дороге, экономически целесообразными. Это позволило компаниям не снижать темпы роста добычи. Вряд ли добыча выросла бы столь сильно при цене нефти, равной $18/барр.

На смену более дорогим способам поставки должны прийти магистральные нефтепроводы и морские терминалы, позволяющие обеспечить более значительную экономию масштаба. Выгода неизбежного вытеснения более дорогих способов транспортировки относительно дешевыми очевидна. Это позволит, в частности, сохранить добычу на стабильном уровне и в случае снижения цен на нефть.

Добывая 8,91 млн барр. /сутки, Россия уже занимает 1-е место в мире по добыче нефти. В долгосрочном плане темпы роста добычи нефти в России должны несколько снизиться - до 4% в год. Замедление произойдет не ранее 2008 г. , а до этого Россия продолжит увеличивать свою долю рынка за счет ОПЕК.

Однако если спрос на нефть в мире продолжит расти как в 2003 г. , то доля России в мировых поставках, скорее всего, начнет стремительно сокращаться. Рост спроса, значительно превышающий возможности российской нефтяной отрасли, должен в значительной мере лишить ОПЕК оснований резко выступить против России, хотя вероятность такого развития событий сохраняется.

Авторы - Пол Коллисон, старший аналитик по нефтегазовому сектору и стратег по анализу нефтегазового сектора UBS Investment Bank; Андрей Мачанскис и Максим Мошков - аналитики по нефтегазовому сектору Brunswick UBS