Шаги Виктора Пивоварова


В Третьяковской галерее (корпус на Крымском Валу) открылась выставка "Шаги механика". Это первая крупная российская экспозиция одного из основателей московского концептуализма Виктора Пивоварова.

Вместе с Ильей Кабаковым и Владимиром Янкилевским Пивоваров (р. 1937) стоит у основания московского концептуализма - явления, которое стало визитной карточкой современного русского искусства за рубежом. Пивоваров с 1981 г. живет в Праге, и с тех пор в России прошли несколько небольших выставок в частных галереях. Нынешняя экспозиция представляет в основном позднюю продукцию художника: циклы "Действующие лица" (1996) , "Место действия (Квартира N 22) " (1992 - 1994) и некоторые другие работы.

Сюжеты для пивоваровских циклов 90-х взяты из советского быта: вот художник, которому некуда пойти с девушкой, спрашивает у автора разрешения зайти в гости ( "Старичок, к тебе можно? ") , рядом - старуха в косынке с профилем Бабы-Яги докладывает испуганной соседке, что у той чайник кипит и вот-вот сгорит. .. Текст выносится Пивоваровым на картину - в рамку, как в комиксе. Но это лишь формальное родство - в циклах Пивоварова редко можно проследить причинно-следственные связи между отдельными листами.

Многие работы цикла "Квартира N 22" - просто фразы в рамах. Не лозунги, как было у соцреалистов, а слова москвичей 50-х гг. , засевшие в памяти художника со времен детства в Замоскворечье: "Говорили потом, что это они из-за женщины", "Ехали долго на трамвае, потом на метро, потом снова на трамвае. Приехали, а их дома нет".

Напомним: именно с таких зарисовок быта начиналось советское неофициальное искусство и его первая ласточка - лианозовская школа.

Доминантой экспозиции - к слову сказать, одной из самых удачных в Третьяковке за последнее время - является громадное поясное изображение поэта лианозовской школы Игоря Холина, старого друга Пивоварова. Фигура поэта, выпиленная из дерева, сидит за столиком, на котором разложены странички детской книги (как и Пивоваров, Холин также много работал для "Детской литературы": в то время это было редкой возможностью "работать по совести").

А вот немногочисленные работы 1970-х и 1980-х гг. на выставке потерялись, несмотря на то, что среди них представлены ставшие классикой "Московская вечеринка" (1971) , "Прогулка" (1970) и "Композиция с красным квадратом" (1974).

К открытию выставки издательство "Новое литературное обозрение" выпустило книгу художника "О любви слова и изображения".

Эссеистика Пивоварова состоит из автобиографических сюжетов и описания творческих замыслов (в том числе нереализованных) и удачно дополняет его работы. В каталоге, сверстанном самим художником и выпущенном Третьяковкой совместно с "XL-галереей", фрагменты текстов из книг помещены рядом - как комментарии. А в самой "ХL-галерее" со вчерашнего дня можно посмотреть самые последние работы Виктора Пивоварова.