ПРАВИЛА ИГРЫ: На голой вершине


На съемках последних эпизодов "Звездных войн" живые актеры сначала исполняли свои роли в пустом павильоне, а потом в отснятые кадры дорисовывались пейзаж и фантастические персонажи. Точно так же выглядела и нынешняя избирательная кампания: один кандидат был волен совершать какие угодно действия, а остальные персонажи - и вправду довольно фантастические - дорисовывались. Однако начиная с сегодняшнего дня президенту придется столкнуться с реальными, а не виртуальными противниками - бюрократией, бедностью, наследственной отсталостью институтов. И на кого он собирается опереться в этой борьбе? На вчерашних выборах избиратели проголосовали лично за Владимира Путина, а не за административную реформу, приватизацию ЖКХ и другие преобразования. А без участия избирателей - пусть на четыре года становящихся просто населением - никакие реформы не могут быть успешно осуществлены.

Экономические - да и никакие другие реформы - нельзя провести тайком. Дело даже не в обязательно возникающих неточностях в указах, выходящих без какого-либо предварительного обсуждения. Любая реформа требует как минимум формирования коалиции, поддерживающей эти реформы. Однако откуда взяться активным коалициям после столь основательной зачистки политического пространства? Например, для успеха административной реформы нужны прежде всего - только не смейтесь - компетентные и независимые суды и конкурентная политическая система. Каждый гражданин России является потенциальным бенефициаром административной реформы. Однако каким образом граждане могут обеспечить поддержку реформы? Каковы бы ни были формальные правила для бюрократов, стимулы соблюдать эти формальные правила могут появиться, только когда есть суд, способный наказать за нарушение, или есть избиратели, чей выбор может изменить судьбу чиновника, нарушившего правила.

Вовсе не случайно страны, добившиеся устойчивого и быстрого роста в отсутствие развитой избирательной демократии - Южная Корея, Китай и даже Япония, - достигли куда меньших успехов в деле снижения роли бюрократии и уменьшения коррупции. Примерам из жизни демократических стран, когда реформы проваливались из-за неспособности реформаторов заинтересовать значительную часть населения, несть числа. Может быть, более убедителен пример различных кампаний в Советском Союзе, где на первый взгляд не было столь насущной необходимости в политических коалициях. Та же антиалкогольная кампания в середине 80-х - понятно, что, если бы ее план был вынесен на выборы или референдум, подавляющее большинство было бы против. Неудивительно, что она закончилась таким оглушительным фиаско.

Самый естественный путь формирования коалиций в поддержку тех или иных реформ - как раз избирательная кампания, которая позволяет и убедить избирателей - будущих сторонников реформ, и проверить, насколько популярно то или иное предлагаемое преобразование. В России в 2004 г. эта возможность упущена. Тем не менее еще не поздно предъявить программу преобразований, убеждая население в целом - или какие-то отдельные группы - в необходимости и полезности тех или иных реформ. Если, конечно, вообще выходить за пределы съемочного павильона.

Автор - профессор Российской экономической школы и ведущий экономист "ЦЭФИР"