Дело Microsoft приблизилось к апогею


В ближайшие недели должна решиться судьба тяжбы, которую Европейский союз ведет против Microsoft, - окончательное решение будет вынесено 24 марта. Это антимонопольное разбирательство стало крупнейшим в Европе за последнее десятилетие, и главным оппонентом американской корпорации сейчас является комиссар ЕС по антимонопольной политике Марио Монти.

Еврокомиссия утверждает, что Microsoft злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке операционных систем для персональных компьютеров. В числе прочего корпорация отказывается предоставить конкурирующим компаниям технические данные, необходимые для создания совместимых с платформой Microsoft серверных программ. Кроме того, регуляторы называют злоупотреблением политику корпорации в отношении ее мультимедийного проигрывателя Media Player. Как известно, корпорация встроила этот проигрыватель в состав Windows, не оставив таким образом шансов другим разработчикам подобных утилит. Монти предлагает устранить эти злоупотребления, обязав Microsoft раскрыть значительную часть внутренних механизмов Windows и предоставить изготовителям компьютеров возможность заменять Media Player альтернативным проигрывателем. В довершение всего комиссар требует, чтобы корпорация заплатила штраф за нарушения, - размер штрафа должен определиться после консультаций с представителями стран, входящих в ЕС.

Чиновники ЕС, занимающиеся проблемами обеспечения конкуренции, в основном поддерживают нынешнюю жесткую позицию Монти, однако многие конкуренты Microsoft уже заявляют, что предварительный вердикт регулирующего органа недостаточно суров. Аналитики пытаются предсказать, добьется Монти утверждения своего предварительного решения или же в последний момент стороны придут к компромиссу. Филип Лоу, высокопоставленный чиновник в аппарате Монти и известный специалист по заключению подобных соглашений, уже в течение нескольких недель ведет переговоры с Брэдом Смитом, генеральным советником Microsoft. Обе стороны признают, что обсуждаемый сейчас вариант соглашения существенно отличается от первоначального варианта, о котором могла идти речь год или полгода назад.

В своем противодействии Microsoft Монти успел зайти достаточно далеко, и теперь из политических соображений ему, по-видимому, будет уже невозможно отказаться от важнейших пунктов своего предварительного вердикта. Но даже если большинство предлагаемых Еврокомиссией мер войдут в окончательное соглашение сторон, это соглашение окажется, по мнению ряда экспертов, недостаточно убедительным в качестве документа, создающего юридический прецедент. Ожидается, что такой документ затруднит антимонопольным органам вынесение решений по аналогичным делам, в том числе связанным с практикой распространения системы Windows XP и лицензионной политикой Microsoft. У корпорации появится возможность заявить, что она пошла на соглашение исключительно по своей доброй воле, а не перед лицом юридической необходимости.

С другой стороны, соглашение исключило бы для Microsoft повод выступать с дальнейшими судебными инициативами против Еврокомиссии. Возможно также, что вынесенное решение повлекло бы за собой изменение бизнес-практики Microsoft не только в Европе, но и во всем мире.

Данный конфликт необычен тем, что обвиняемая сторона по-прежнему продолжает применять политику, ставшую предметом иска. Обычно Еврокомиссия дает компании-нарушительнице небольшой срок (скажем, 60 дней) , в течение которого та должна заявить о своей готовности выполнить требования и нормы, предписываемые Брюсселем, и еще один срок - чтобы выполнить эти требования. Microsoft же настаивает на правомерности своих действий, утверждая, что ее технологии разработаны с целью обеспечить максимальную функциональность для клиентов. Примечательно, что около четырех лет назад Microsoft удалось аннулировать решение американского суда, предписывавшее разделить корпорацию. (FT, 15. 03. 2004, Александр Сафин)