ПЛАН ПУТИНА: Необходимые перемены


19 марта состоялось объединенное заседание коллегий Министерства экономического развития и Министерства финансов с участием президента России. Озвученная на коллегии программа действий будет оказывать серьезное влияние на развитие страны в течение многих лет. Это первая из двух статей, посвященных оценке данной программы.

Два года перед выборами мы ждали от правительства каких-то значимых предложений. Но оно сидело в засаде: начатые реформы шли ни шатко ни валко; а новые, заявленные еще в 2000 г. , не начинались. Оправдание известно: накануне выборов нельзя возбуждать избирателя. На мой взгляд, абсолютно ненужная предосторожность, как и упреки президента в адрес правительства в недостатке амбициозности. Сам же останавливал. Но вот выборы позади, правительство быстро реорганизовано, и можно начинать действовать. Окно возможностей по крайней мере на два года открыто.

Что же нам предложено. Я позволю себе остановиться на двух по-настоящему важных темах.

Тема первая - значительное (более чем на 10 процентных пунктов) снижение единого социального налога (ЕСН) и введение платежей наемных работников (1967 года рождения и моложе) на их пенсионные накопительные счета. Тем самым, во-первых, ощутимо снижается налоговое бремя для бизнеса и дается дополнительный импульс для легализации теневой экономики. Во-вторых, наемные работники начинают вместе с работодателями и государством участвовать в формировании пенсионных накоплений, делается еще один шаг от патерналистско-иждивенческой экономики к более эффективной модели экономики личной свободы и ответственности.

Порочный круг ЕСН.

Сейчас ЕСН после снижения в 2002 г. составляет 35,7% к фонду оплаты труда. Это много. От платежа стараются уклониться посредством нелегального сговора работодателей и работников о том, что часть зарплаты (по оценкам, в среднем не менее 25% ) выплачивается, минуя официальные ведомости. В стране 17 - 20 млн так называемых самозанятых работников: они не платят налоги и, что более важно, за них никто ничего не платит в социальные фонды. Это ненормальная ситуация, в которой возможности роста ограничены.

Ставку ЕСН приходится держать высокой, чтобы те, кто платит, внесли деньги за неплательщиков. Это повод к тому, чтобы ряды неплательщиков росли. Образуется порочный круг, который поддерживается опасениями властей вызвать недовольство граждан предложением, чтобы они сами тоже поучаствовали в формировании своих будущих пенсий, взяли на себя долю ответственности за свою же обеспеченную старость. Ныне внесено предложение, как разорвать этот порочный круг и тем самым дать дополнительный стимул росту экономики, который, в свою очередь, приведет к росту доходов населения и, таким образом, компенсирует - и, я думаю, с лихвой - те 4% зарплаты, которые будут поступать на пенсионные счета за счет некоторого уменьшения текущих выплат.

Речь, стало быть, не идет об увеличении подоходного налога. Путин на заседании специально попросил дать на этот счет разъяснения. Напомню, что до введения плоской шкалы подоходного налога его минимальная ставка составляла 12%. Еще один процент мы платили в Пенсионный фонд. Тогда в ущерб страховой модели пенсии, естественной для рыночной экономики, этот 1% просто присоединили к налоговой ставке. Это был шаг малозаметный, но назад. Сейчас предложено шагнуть вперед. Отлично. Полагаю необходимым это предложение правительства поддержать.

За это можно многое простить.

Вторая тема. Очень осторожно, в мягкой, социально приемлемой форме предложено повысить пенсионный возраст до 65 лет. В отличие от министров я позволю себе назвать вещи своими именами и похвалить их за то, что они решились на это по понятным причинам крайне непопулярное решение. И в то же время нашли такой деликатный способ его реализации, который может сделать его социально приемлемым. Признаюсь, для меня это решение было своего рода оселком ответственности президента и правительства: не занимать же высокие посты только ради высокого рейтинга. Если оно будет осуществлено, лично я признаю, что президент не зря занимает свой пост, и многое ему смогу простить.

Поясню почему. Сегодня Россия, не самая богатая страна, имеет самый низкий в мире пенсионный возраст. На 100 работников уже сейчас приходится 72 пенсионера, а через 20 лет их будет уже 85. Для сравнения: в Великобритании этот показатель равен 40. В 2007 г. численность экономически активного населения начнет сокращаться, дойдет демографическая волна. А число пенсионеров, дай им бог здоровья, будет расти. Если ничего не менять, работники пенсионеров не прокормят. Или же пенсионеры будут получать такие пенсии, что на них, как и сейчас, невозможно будет прожить. Придется работать до смерти, сверх сил. Есть такой показатель - коэффициент замещения, он равен отношению средней пенсии к средней заработной плате. Сейчас он равен 32% , это очень мало. Приличным во всем мире считается 60 - 70%. Но если ничего не менять, то у нас коэффициент замещения придется снизить до 20%. Это не влияние злых сил, это суровая реальность.

Что предлагается. Вы можете оформить пенсию при наступлении нынешнего пенсионного возраста. Но ваша пенсия будет низкой. Вы также сможете, если пожелаете, продолжать работать и не получать пенсию до 65 лет. Накопленные за это время деньги лягут на ваш пенсионный счет, и после 65 лет вы сможете получать более высокую пенсию. Более того, если вы решитесь на второй вариант, государство добавит к вашей пенсии еще какой-то процент или 2000 руб. в месяц, так что с 65 лет ваша пенсия как раз и составит приличные 60 - 70% от средней заработной платы того времени. Если же вы предпочтете первый вариант, будете продолжать работать и получать маленькую пенсию с 60 или с 55 лет, то для вас коэффициент замещения будет составлять не более нынешних 30% , а скорее меньше, ближе к 20%. По-моему, неплохое решение очень и очень болезненной проблемы. Конечно, будут еще дискуссии, будут звучать разные мнения. Но один приемлемый подход есть.

Таким образом, обществу предложены решения двух сложных социально-экономических проблем. Их решение серьезно продвинет нас вперед. Поэтому можно сказать, что заседание 19 марта было действительно значимым, уже потому что прозвучали предложения.

На заседании было высказано еще много других интересных идей. Из них упомяну только одну, которая давно обсуждается - замещение многочисленных натуральных льгот различных категорий граждан денежными выплатами. Это хорошие предложения, необходимые перемены. Пора переходить к делу.

Автор - научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики, президент фонда "Либеральная миссия"