Интернет-независимость


Компьютерный вирус добрался и до человека: психологи все настойчивее твердят о киберзависимости, а Интернет переполнен сообщениями о своей потенциальной опасности. Неделю назад 13-летний подросток из Гонконга набросился на своего отца с ножом за то, что родитель заставил его прервать работу на компьютере. По словам психолога екатеринбургской городской детской больницы N 13 Игоря Тимченко, каждый пятый ребенок, приводимый к нему на прием, страдает киберзависимостью.

Группа московских ученых решила заняться этой проблемой вплотную. Работа профессора кафедры психологии личности МГУ Александра Асмолова, директора психологического консультативного центра "СемьЯ" Московского психолого-социального института Натальи Цветковой и ассистента кафедры клинической психологии Московского психолого-социального института Андрея Цветкова "Психологическая модель интернет-зависимости личности" стала первым шагом к началу серьезного исследования.

Жизнь он-лайн.

Само понятие "интернет-зависимость" впервые было введено американским психологом Айвеном Голдбергом, который описывал проблему как патологическую непреодолимую тягу к веб-серфингу, т. е. бесцельному хождению по сайтам. Позже к этому ряду добавилось пристрастие к киберсексу и общению в чатах.

Чаще всего в зависимость от Интернета попадают люди, которые испытывают проблемы с социальной адаптацией. Именно поэтому, по сообщениям СМИ, жертвами Интернета очень часто становятся подростки как наименее социально адаптированная группа. Распространенность этого отклонения, по данным психологов, составляет от 1% до 5% пользователей Интернета. "Самое главное, что привлекает людей в Интернете, - анонимность, безличность и виртуальность, - говорит Андрей Цветков. - Это дает человеку возможность придумать свой новый образ. Это такое упрощенное общение, не предполагающее обратной связи".

Подобная "независимость" от собственных комплексов и особенностей делает человека свободным, но реализовать эту свободу можно только в виртуальной реальности. При этом общение с окружающими традиционным способом (встречи, телефонные разговоры и прочее) становится для интернет-зависимого человека все менее необходимым. Сложность еще заключается в том, что сам человек чаще всего не осознает свою зависимость. "Если вы не знаете пол трех своих лучших друзей, значит, вы интернет-зависимы" - шутка, увы, больше похожая на правду.

Виртуальный запой.

Социологические опросы свидетельствуют, что 54% интернет-зависимых категорически не желают уменьшать время пребывания в он-лайне. "Об этой проблеме сейчас больше пишут и говорят, чем с ней обращаются, - считает директор Психологического центра на Пятницкой Елена Бабиевская. - Однако это не из-за того, что проблемы не существует. Еще как существует! Людям кажется, что это ерунда, что, дескать, "это я просто удовольствие получаю". Конечно, интернет-зависимость проявляется не так явно, как при алкоголизме или наркотиках, но последствия бывают не менее разрушительными. Один из последних примеров в моей практике: человек ушел в Интернет и вернулся только после того, как его выгнали с работы, бросила жена и оставили друзья. Только тогда он осознал серьезность своей проблемы и пришел к психологу".

Наиболее разрушительной интернет-зависимость оказалась для семейных отношений. Появилось даже понятие "кибервдова" - так называют жен людей, которые чрезмерно увлекаются компьютером.

"Только что отвечала на письмо беременной женщины, - рассказывает Елена Бабиевская, - муж которой практически утонул в Интернете и оставил ее один на один со всеми проблемами". Так что же это такое - заболевание или симптом скрытых психологических проблем?

Мифы и сказки.

Как ни странно, реже всего веб-зависимыми становятся люди, профессионально связанные с Интернетом. "Да нет никакой интернет-зависимости! Все психологи, которые что-либо пишут на эту тему, чаще всего не имеют никакого отношения к Интернету, - считает ветеран отечественного веб-дизайна Артемий Лебедев. - Когда мне рассказывают о матери, которая, уйдя в Интернет, забыла забрать ребенка из садика, это просто смешно. Точно так же она могла увлечься чтением детектива, но никто же не говорит о "детективной" зависимости. А вообще-то я сам интернет-зависимый человек, только совсем в другом смысле. Я напрямую завишу от Интернета, потому что с этим связана моя деятельность". Практикующие психологи все чаще говорят об увеличении числа пациентов, жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Люди, имеющие непосредственное отношение к Интернету, с этим мнением не согласны. "Мне кажется, что проблема в большей степени надуманная, - говорит директор по маркетингу сети интернет-кафе Cafemax Владимир Рязанов. - Я читал об этой проблеме, но, занимаясь интернет-бизнесом, ни разу с ней не сталкивался. Есть небольшой процент людей, которые посещают Cafemax каждый день. Но в Интернете они проводят в среднем не больше часа".

Многие сравнивают гонения на Интернет с неприятием в свое время паровоза. Сеть меняет общество, и общество всячески этому сопротивляется. Но такой процесс неизбежен. "Если бы вам несколько лет назад предложили посмотреть музыкальный клип, то вы его вообще не смогли бы смотреть, потому что воспринимающие возможности были другими, - говорит кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований при РГГУ Леонид Карасев. - Зато теперь, после той тихой работы, какую провел в нашем сознании видеоклип, фильмы Германа, которые трудно было смотреть, воспринимаются как спокойное повествование. То же самое с компьютером и с Интернетом: возможности, закладывающиеся сейчас чрезвычайно быстрыми темпами, пригодятся нам в будущем. Я воспринимаю человечество как подростка, а подросток в своем развитии проходит разные неприятные периоды, которые учат его тому, как жить в будущем. Это еще отзовется через 10 - 20 лет: мы увидим резкий рывок воспринимающих возможностей человека". Современная эпоха, считает Леонид Карасев, переживает нервный срыв. Общество мечтало о высоких технологиях, а получив их, оказалось в позиции обманутого ребенка. Возникли реальности, которых никогда не существовало и с которыми мозг не в состоянии справиться: например, человек смотрит телевизор и видит там другого человека, который умер несколько лет назад. Потом, когда возникла вторая, виртуальная, реальность, отличная от первой, человек понял, что перед ним реальность, один в один повторяющая ту, которая есть на самом деле, но при этом несуществующая. Результат этого напряжения - срыв. Который проявляется не в истерике, а в том, что люди уходят в иллюзорный мир.

Аналогия с подростком приходит в голову еще и после того, как заходит речь об особых взаимоотношениях Интернета и ребенка. "Мне кажется, что многие родители, которые жалуются на болезненное пристрастие своего ребенка к Интернету, приходят не с той проблемой, - считает Елена Бабиевская. - Компьютер - это не причина, а следствие неких уже существующих проблем".

Однако, считает Леонид Карасев, человечеству необходимо пережить этот опыт для дальнейшего движения вперед. "Человечество на протяжении столетий подстерегала масса опасностей, - говорит он. - Но в нужный момент, который определяется, правда, не нами, включаются какие-то балансирующие механизмы".