ИГРОКИ: Клуб окупается


– В чем, по-вашему, секрет успеха спортивного клуба? Спортивный бизнес в России пока что не окупается, но что уже сейчас нужно делать, чтобы успех пришел?

– В российской ситуации это прежде всего работа со спонсорами. Основные статьи доходов европейских клубов – продажа билетов и абонементов, телевизионных прав – у нас не приносят таких денег, на которые клуб мог бы существовать. В нашем годовом бюджете эти статьи доходов составляют лишь 10–15%, включая билеты, телевизионные права, продажу сувенирной атрибутики с официальной символикой клуба.

– Чем обусловлена такая ситуация?

– Цены на билеты еще не достигли европейского уровня. Для сравнения: самый дешевый билет в Европе стоит от 30 евро до 30 фунтов, а у нас – 60 руб. Билеты должны стоить дороже, но экономическая ситуация в нашей стране, уровень доходов населения не дают возможности продавать билеты на футбол по таким ценам. И эта ситуация не скоро изменится.

– Какая максимальная цена билета?

– Сейчас максимальная цена достигает 1500 руб., и то не на каждый матч. В Европе это цена обычного билета. Поэтому сейчас основная коммерческая деятельность клуба связана с рекламой. С футболом связывают какой-то продукт и таким образом рекламируют его. Дополнительный доход дает размещение рекламы вокруг поля, щиты плюс кампании спонсоров.

– Какой вклад в бюджет клуба вносят спонсорские взносы?

– За счет спонсорских средств можно закрыть около 50% потребностей бюджета. В половине случаев спонсоры сами на нас выходят, остальных мы находим. Есть люди, любители футбола, болельщики конкретной команды, которые хотят быть рядом, помогать, участвовать в жизни клуба. Остальные доходы клуба складываются от собственной деятельности, от реализации коммерческих проектов.

Например, на территории стадиона строится развлекательный комплекс, включающий в себя боулинг, бильярд, фитнес, аквапарк. Это та инфраструктура, которую мы создаем вокруг клуба, чтобы безбедно существовать за счет своей коммерческой деятельности, не зависеть от спонсоров, самим обеспечивать свой бюджет.

Два года назад клуб купил заброшенный стадион и на его месте построил также развлекательный спортивный центр. За счет этой деятельности, которая не связана с футболом, мы зарабатываем деньги для существования команды.

– Это большие инвестиции. Клуб сам вкладывает эти средства, или вы находите партнеров-спонсоров, кто выступает соинвестором?

– Крупномасштабные проекты мы в одиночку еще не в состоянии потянуть. Поэтому в этих случаях инвестором выступает наш основной партнер “Российские железные дороги”. Находим и других партнеров. Менее масштабные проекты, как, например, организация фитнес-клубов, то, что мы создаем на стадионе, реализуем самостоятельно.

– Кто ваши основные партнеры?

– Это РЖД, Транскредитбанк, по спортивной экипировке – компания Nike. В числе наших спонсоров очень много страховых компаний, банков, фирм, связанных с железнодорожным транспортом. Весомый вклад в доходы бюджета приносят и деньги от футбола – трансферы игроков, выступления команды в течение трех лет в Лиге чемпионов.

– Вы сказали о партнерах помимо РЖД. В чем спонсорский интерес других инвесторов?

– Во-первых, мы являемся хорошим рекламоносителем. Команда – один из лидеров чемпионата России, известна в Европе. Поэтому мы можем обеспечить их рекламой. Некоторым инвесторам интересны наши проекты именно как бизнес.

– Клуб только окупается или приносит и прибыль?

– Прибыли нет, но мы не в убытке. Клуб окупается. Надеемся, что в ближайшем будущем выйдем и на прибыль. Часть наших проектов не так давно начаты, и нужно время, чтобы они стали приносить прибыль и окупаться.

– Футбольный или любой другой спортивный клуб в состоянии выживать без развернутой инфраструктуры, подобной той, которую вы создали?

– Несколько лет назад мы начали создавать эту инфраструктуру, так как поняли, что все в жизни может измениться, и хотелось иметь больше уверенности в будущем. Футбольный клуб может выжить, если приходят богатые хозяева, вкладывают деньги и отдача от вложений ожидается ими не завтра, как, например, произошло с Chelsea. Некоторые клубы в России полностью существуют за счет владельцев, совладельцев команд.

– Тем не менее вы построили большой комплекс. Какой в этом был смысл?

– Мы хотели выйти на уровень солидного европейского клуба. И этот путь мы пытаемся пройти с помощью РЖД. На их деньги строился стадион. И эти деньги клуб будет постепенно возвращать. Была идея создать стадион европейского уровня и вокруг него инфраструктуру, которая позволила бы спортивному комплексу работать не от футбола до футбола, а каждый день. Чтобы инфраструктура постоянно приносила доход и за счет него существовала бы команда.

– Спорт у нас пока не окупается. Но олигархические структуры, крупные компании вкладываются в спорт. Есть ли в этом коммерческий смысл, или это в основном благотворительность?

– Я бы не назвал это благотворительностью. Но отдача от спорта в основном имиджевая. Финансовой отдачи пока нет. Футбол – спорт номер один, и с его помощью компании хотят создать себе имя, репутацию. В основном большие деньги вкладывают болельщики футбола, те, кто любит этот вид спорта, эту команду.

– Можете назвать годовой бюджет вашего клуба?

– Около $25 млн.

– Чтобы спорт стал прибыльным, должна измениться только экономическая ситуация, или есть и другие препятствия?

– Надо многое изменить, чтобы спорт стал прибыльным бизнесом. Сейчас посещение футбольных матчей само по себе экстремальное мероприятие. Но появилась возможность ходить на VIP-трибуны, где можно спокойно и в комфортных условиях смотреть матч, и люди, готовые платить деньги за это, начали ходить на футбол с удовольствием. Поэтому когда в целом изменится экономическая ситуация, наверное, начнет увеличиваться и прибыль от спорта.

– По поводу входа и выхода со стадиона людей – что зависит от вас и что зависит от власти?

– Клуб должен обеспечить соответствующие условия на стадионе для зрителей, чтобы не было льда на трибунах, чтобы никто не поскользнулся, чтобы не началась давка. Охрану общественного порядка и безопасность обеспечивает милиция. Они самостоятельно принимают решения. Ситуация в стране заставляет более тщательно устраивать досмотр при входе на стадион. Из-за этого проход зрителей на трибуны и с трибун задерживается. Чтобы не создавалась давка, приходится людей дольше держать на стадионе. Мы спорим, пытаемся решить эту проблему…

Мы понимаем, что для зрителей это неудобно. Пока что многие люди, придя один раз на стадион, второй раз не хотят возвращаться. Даже хорошее впечатление от комфорта на стадионе, от игры команды портится из-за того, что за два часа заранее надо прийти и два часа ждать после окончания матча, чтобы уйти.

– Как вы оцениваете запрет на продажу пива на стадионах в большинстве городов России? Вы что-то теряете от этого?

– Теряем. Например, в Германии продается огромное количество пива в течение одного матча, и эти деньги идут в казну клуба. А мы теряем эти деньги. И если бы у зрителей была возможность выйти в перерыве и выпить бокал пива, то они не выпивали бы до матча десять бутылок и не приходили бы в неприемлемом состоянии на стадион. Человек, который идет на стадион, знает, что ни вблизи стадиона, ни на самом стадионе пива не будет, и поэтому готовится заранее, и многие слишком уж сильно подготавливаются. Если бы была свободная продажа пива на стадионе, то, наверное, было бы меньше проблем. Ведь именно запретный плод сладок.

– Вы считали упущенный доход клуба от запрета продажи пива на стадионе?

– Нет, в цифрах не оценивали. Это тяжело оценить, так как на новом стадионе мы ни разу не продавали пиво. На старом стадионе выручка буфета при продаже пива и без пива отличалась примерно в десять раз.

– Когда, по-вашему, спорт в нашей стране станет прибыльным?

– Сейчас каждый год ситуация улучшается. И я думаю, что если еще лет пять такие темпы развития сохранятся, то мы сможем зарабатывать наравне с европейскими клубами.