Бизнес Google под угрозой


ПАРИЖ - Компания AXA, занимающая третью строку в списке крупнейших страховщиков мира, возбудила судебный иск против Google. Поводом к тяжбе стал ключевой компонент бизнеса американской интернет-компании - онлайновая реклама.

Google уже не впервые становится ответчиком в подобных разбирательствах - истцы утверждают, что организованная компанией служба платной рекламы AdWords позволяет клиентам незаконно использовать торговые марки конкурентов. В данном случае противником Google стала компания с годовым доходом $86 млрд.

Новая тяжба может отразиться на исходе готовящегося сейчас первичного размещения акций Google. Предварительные слушания в парижском суде по "делу о фальсификации торговых марок" назначены на 10 мая. "Это, несомненно, представляет угрозу не только для самой Google, но и для всех, кто использует контекстную рекламу в системах поиска, например для Overture и eBay", - говорит Дэнни Салливан, редактор онлайнового бюллетеня Search Engine Watch.

Ни одна из сторон конфликта не сообщила, в какую сумму оценивается ущерб, нанесенный истцу. По французским законам подобные детали становятся достоянием общественности лишь в ходе более поздних слушаний. Источник, близкий к AXA, утверждает, что Google ущемила интересы этого страховщика, продав его зарегистрированные торговые марки конкурирующим страховым компаниям. В результате, как пояснил источник, пользователи Интернета, осуществляющие поиск по ключевым словам "AXA" и "Direct Assurance", получали в списке результатов рекламные ссылки на сайты соперников AXA.

В США аналогичные претензии к Google сейчас предъявляют компании American Blind and Wallpaper Factory и Pets Warehouse. Прошлой осенью французский суд обязал Google заплатить $90 000 в качестве возмещения судебных издержек еще одному истцу, обладателю торговой марки Bourse des Vols, чьи права, как утверждалось, также были нарушены организаторами поисковой службы. В феврале другой суд во Франции, где Google также была ответчиком, вынес постановление в пользу истца, компании Louis Vuitton.

До сих пор Google, как правило, исключала из генерируемых поисковой службой страниц рекламу, нарушающую права обладателей торговых марок, по требованию этих обладателей. Но в апреле компания объявила, что намерена продавать в качестве ключевых слов для поиска любые торговые марки, зарегистрированные в США и Канаде.

До сих пор Google не публиковала свои финансовые результаты, но, по оценке аналитиков, годовая прибыль этой компании составляет порядка $150 млн при доходе в $500 млн, причем 75% этой суммы приходится на рекламу. Роуз Хейган, советник Google по вопросам торговых марок, заявила, что компания, возможно, введет правило, запрещающее упоминание зарегистрированных торговых марок в рекламных материалах клиентов, конкурирующих с обладателями этих марок. Это, по мнению Хейган, снизит для Google риск подвергнуться судебному преследованию. Но юристы сомневаются, что таким образом проблема будет решена. "Google упускает из виду факт, что предлагаемая ею схема очень легко приводит к путанице брэндов", - говорит Барри Фелдер, адвокат, в свое время выигравший дело по иску, возбужденному Playboy Enterprises против компаний Netscape Communications и Excite. (DJ, 27. 04. 2004, Александр Сафин)