Один фильм - это не бизнес


"Ведомости" продолжают публикацию интервью с ведущими независимыми российскими продюсерами, которые высказывают свои соображения о том, какой должна быть государственная политика в области кино. Вслед за Сергеем Сельяновым и Дмитрием Лесневским на вопросы "Ведомостей" отвечает Сергей Члиянц. Прокатный успех "Бумера" породил разговоры о том, что производство российского кино вот-вот начнет приносить неплохие доходы. Но, по мнению продюсера, ближайшие перспективы далеко не так радужны.

Сергей Члиянц - генеральный продюсер компании Pygmalion Production Film Co. , продюсер таких картин, как "Небо в алмазах" Василия Пичула, "Мама, не горюй! " Максима Пежемского, "Кармен" Александра Хвана, "Бумер" Петра Буслова, "Настройщик" Киры Муратовой.

- Нужна ли нашему кино поддержка государства?

- Я убежден, что любая компания, занятая исключительно производством игрового кино, рухнет без государственной поддержки. Господдержка прикрывает зону коммерческого риска. Многие кинематографисты в пылу полемики под различными предлогами предлагают отменить эту поддержку. Но по сути это означает пилить сук, на котором они сидят. Хотя, конечно, неправильно раздавать деньги всем подряд. Я бы ввел лицензирование продюсерских компаний: если ты никто и звать тебя никак, то и на госфинансирование ты можешь рассчитывать в минимальном объеме. Еще один важный момент: вопрос о предоставлении господдержки не должен быть сезонным. Сейчас заявки рассматривают один раз в год, а должны рассматривать перманентно. И принимать участие в этом должно продюсерское сообщество. Но главное, не надо путать две разные отрасли. Во-первых, киноиндустрия вообще и, во-вторых, производство и прокат отечественных фильмов в частности.

- Тогда объясните, пожалуйста, что значит индустрия, если не производство фильмов?

- Индустрия - это строительство кинотеатров, ремонт кресел, предоставление услуг, это деятельность кинодистрибьюторов, фестивальное движение. Одним словом, это все, что не связано напрямую с производством русских фильмов. А вот само производство - совершенно отдельная отрасль. И для серьезного разговора с государством нужен качественный анализ этой отрасли, которого никто никогда не делал. С моей точки зрения, основой отрасли являются продюсерские компании. Фирмы по предоставлению услуг не делают нам никаких скидок: цены те же, что при съемках клипов или рекламы. Но компании, занимающиеся музыкальным видео, телепроизводством, рекламой, живут по законам рынка. И для них это приемлемое рыночное ценообразование. Принято считать, что мы с ними союзники. Но на самом деле мы конкуренты. Сложилась ситуация, при которой совокупные средства, вложенные в производство фильмов, существенно превышают средства от продажи этих фильмов. То есть на фильме, как правило, зарабатывает не студия-производитель, а те, кто предоставляет услуги. При нормальной ситуации и хорошем управлении эта разница расходуется на капитализацию инфраструктуры, т. е. на ее улучшение. У нас пока это не так. Иными словами, российское кино сейчас не может существовать без известной доли идеализма. Во многом кинопроизводство у нас сохраняется в силу культурных традиций: имеются люди, которые привыкли, умеют и любят делать кино. И определенно есть зритель, который хочет смотреть российское кино. Ведь когда у наших телезрителей появился выбор, они очень быстро переключились на русские сериалы. Ну хорошо, практически любой русский фильм при телепоказе в prime time может обеспечить высокий рейтинг. Но кинопрокатная судьба наших фильмов весьма сомнительна. Это происходит и из-за нехватки залов, и из-за очень агрессивной политики богатых западных компаний и их российских представителей. Кинопрокатная деятельность в России для них является венчурным бизнесом. Они не боятся рисковать, так как их продукт стабильно окупается в мировом прокате. Поэтому захватить рынок России и СНГ им легко.

- В интервью нашей газете продюсер фильма "Возвращение" Дмитрий Лесневский предложил: деньги, которые сейчас идут из бюджета на поддержку кинопроизводства, направить на строительство кинотеатров, где будут показывать исключительно русское кино. С вашей точки зрения, это разумная мера?

- С моей точки зрения, это похоже на построение коммунизма в отдельно взятом государстве. Представьте себе описанную Лесневским сеть из 500 кинозалов, в которых насильно что-то происходит. А рядом стоят другие кинотеатры, в которых происходит то, что хотят зрители. Интересно, кто победит?

- Но вы ждете от государства какой-то защиты?

- Защиты я не жду, я жду партнерства, поскольку наши интересы во многом совпадают. Те самые три кита, на которых стоит отрасль, - инфраструктура, оборотные ресурсы и управление - должны постепенно улучшаться. И без помощи государства нам не наладить нормальной конкуренции с отраслевым окружением - все теми же клипами, рекламой, сериалами, иностранным кинорепертуаром. Ячейка инфраструктуры русского кино - это продюсерская компания.

- И государственная продюсерская компания тоже?

- Конечно, нет. Я не верю в истинную мотивацию руководителя государственной компании. Модуль этого бизнеса такой, что он должен быть частным. Вы можете себе представить государственную парикмахерскую или ресторан? И та тактика, которую проводил председатель Госкино Армен Медведев, продолжали Александр Голутва и Сергей Лазарук и которая заключается в том, что продюсер, получающий государственную поддержку на производство фильмов, получает и права на эти фильмы, создает верную мотивацию. Это не разврат, как многие говорят, а способ создания инфраструктуры. Как только продюсерские компании перестали быть однодневками, приобрели деловую и художественную репутацию, перестали мыслить в рамках одного проекта, кино начало оживать.

- То есть отношения с государством вас целиком удовлетворяют?

- Нет. Господдержка - это ведь не только денежные вливания. Это политика в области налогообложения, борьбы с пиратством. Современный маркетинг - это не толкание локтями, это улучшение своей поляны, это любовь к потребителю и скорость принятия решений. А от государства в этом смысле требуется создание нормальной конкурентной среды.

- У нас был период налоговых льгот. Ничего хорошего он нам не принес.

- Неправда! В этих льготах был один хороший момент - для реально работающих в кино людей, а не для жуликов. Доходы от одного проекта я мог, не уплачивая налог на прибыль, направить на производство следующего фильма. Налог исчислялся совокупно, по итогам года. Таким образом, убытки по одной картине покрывались доходами по другой. Это было нормально и правильно. А сейчас после каждой успешной картины у продюсерских компаний попросту изымаются оборотные средства. Нужно дать компании право деньги, заработанные на одной картине, направлять в зону возможных рисков. Иначе у нас не будет ни дебютов, ни "филармонического кино". Если бы у нас было сведено к минимуму пиратство, если бы кинотеатры давали точные данные о сборах по тому или иному фильму, я был бы в состоянии платить огромные налоги. Превращение отрасли в налогоплательщика - одна из задач государства.

- Но ведь за последний год столько говорили о прокатных успехах русского кино. ..

- Чтобы окупить вложенный рубль, надо на продажах получить два с половиной! Вся истерия по поводу наших успехов строится на фальшивых цифрах. Зачастую кинематографисты завышают данные о сборах - по двум причинам. Исходя из амбиций: "Вот, мол, сколько я заработал! " Во-вторых, это рекламный ход: "Я навру, и мне легче будет договариваться с телеканалом, видеодистрибьютором, будущим инвестором".

- Как вы относитесь к возможным протекционистским мерам по защите российского кинопроизводства?

- Как вы это себе представляете? Прийти к владельцу кинотеатра и потребовать от него, чтобы он предоставил русским фильмам два вечерних сеанса? Гораздо эффективнее было бы введение таможенных пошлин на импорт западной кинопродукции. Ведь защищают же нашу автопромышленность, причем железобетонно! Таможенное регулирование кинопрокатных вопросов сразу же убрало бы с российского рынка мусор, который завозят сюда пакетами. И дистрибьютор, покупая 10 картин ради одного блокбастера, девять выбрасывал бы в корзину, а не засорял бы ими прилавки наших видеомагазинов. Приветствовал бы я и сбор с билетов, идущий в фонд поддержки национального кинематографа, - по французскому образцу. Прокатываешь американское кино - поддерживай российское.

- Какую долю в доходах компании приносит продажа ваших фильмов на видео?

- Ничтожную. Мутный, тяжелый рынок - что с ним можно сделать, я не знаю. Разве что поступить как с Ходорковским: взять какого-нибудь видеопирата и напугать, чтоб другим неповадно было. "Бумер" получил премию "Блокбастер года", в том числе и в категории "продажи на DVD и VHS", а результаты назвать просто смешно. Смешно и стыдно. Когда вышел фильм "Брат", за первый месяц было продано полмиллиона кассет. Сегодня официальные продажи "Бумера" в 10 раз меньше. Все остальное - пиратский рынок.

- Среди спродюсированных вами фильмов много дебютов. Из недавних - "Бумер", "Похитители книг", "Ковчег", "Смеситель". Только что вы были членом жюри фестиваля студенческого кино "Святая Анна". Присмотрели кого-нибудь?

- Да, прежде всего, это авторы фильмов-победителей "Трансформатор" и "Любовь". Еще на нескольких ребят я положил глаз. "Заморозки" - чудесный однокадровый учебный фильм, с потрясающим чувством вкуса, ритма, иронией. Вот разберусь с делами и поговорю с ними более предметно.

- Вы отдаете предпочтение малобюджетным проектам?

- "Малобюджетное кино" - это устаревшее понятие. Разумнее говорить об адекватном бюджете. Если мне дадут $20 млн на фильм, то на данный момент я не смогу грамотно их использовать. Совершенно неправильно пытаться конкурировать с высокотехнологичным, сложнопостановочным западным кино. Американское кино всегда будет занимать более 50% русского рынка, а наше кино будет бороться лишь за долю, приближающуюся к 30%. В кино можно продавать суть, а можно упаковку. На рынке работает и то и другое. Если фильм не бог весть какой, надо упаковать его качественно, как следует разрекламировать и собрать все деньги в первый же прокатный уик-энд. А можно сделать хороший фильм, и сарафанное радио сделает ему такую рекламу, что он будет прокатываться полгода и постепенно соберет ту же самую сумму. Любой хорошо придуманный фильм будет снят и востребован зрителями. "Бумер" это доказал. И не только "Бумер".