Удачный год для Fujitsu и Toshiba


ТОКИО - Финансовый год, завершившийся для Fujitsu и Toshiba в марте, оказался успешным для японских корпораций. Их прибыли превзошли ожидания благодаря высокому спросу на электронику и росту продаж микросхем в преддверии Олимпийских игр.

Toshiba, третий по величине мировой производитель ноутбуков, сообщает, что ее подразделения, выпускающие персональные компьютеры и телевизоры, все еще испытывают проблемы. Тем не менее фактические показатели за 2003 г. оказались лучше, чем прогнозировала сама компания, - сказалась возросшая активность корпоративных заказчиков, позволившая увеличить продажи микросхем флэш-памяти, используемой в цифровых камерах, сотовых телефонах, видеооборудовании и т. п. Чистая прибыль Toshiba за год увеличилась на 56% и достигла 28,83 млрд иен ($256,2 млн) - в последнем прогнозе корпорации называлась сумма 25 млрд иен. Операционная прибыль увеличилась по сравнению с 2002 г. на 51% , составив 174,59 млрд иен. Доходы Toshiba сократились за этот период на 1,3% до отметки 5,58 трлн иен, отчасти из-за того, что корпорация передала производство дисплеев на электронно-лучевой трубке своему совместному предприятию с Matsushita Electric Industrial.

В свою очередь Fujitsu объявила, что ее бизнес впервые с марта 2001 г. вышел на прибыльность. Корпорация получила значительные средства, вернув часть своего пенсионного фонда правительству и продав часть акций. Это помогло компьютерному гиганту компенсировать затраты на реструктуризацию.

Чистая прибыль Fujitsu за год составила 49,7 млрд иен (в прошлом году был зафиксирован убыток в 122,07 млрд иен). Продажи корпорации выросли по сравнению с прошлым годом на 3,2% до 4,767 трлн иен - рост здесь был зафиксирован впервые за три года. Прибыль подразделения, специализирующегося на услугах в области программного обеспечения, несколько сократилась, зато подразделения, выпускающие микросхемы и дисплеи, повысили свою прибыльность.

Улучшение показателей двух столь крупных производителей позволяет аналитикам заключить, что осуществляемая корпорациями реструктуризация начинает приносить плоды. Toshiba и Fujitsu в последнее время пытались сократить затраты, увольняя сотрудников и консолидируя свои операции. Несомненно, положительную роль также сыграло глобальное увеличение спроса на высокотехнологичные продукты и услуги. "Похоже, обе компании миновали фазу сокращения бизнеса и перешли к фазе роста продаж и прибылей", - отмечает Хидео Уэки, директор по инвестициям токийского отделения UBS Global Asset Management. Уэки предположил также, что по окончании Олимпийских игр в Афинах спрос на информационные технологии вернется в естественное русло, но финансовые показатели двух японских компаний и в последующие кварталы останутся на высоком уровне.

На результатах подразделения ноутбуков Toshiba сказывается жесткая конкуренция со стороны таких компаний, как Dell и Hewlett-Packard. Тем не менее японская корпорация рассчитывает в течение нынешнего года усилить позиции этого подразделения, передав половину его производства тайваньским OEM-партнерам и таким образом снизив себестоимость продукции. (WSJ, 27. 04. 2004, Александр Сафин)