Там, где наших нет


Александр Гафин, Михаил Фридман, Виктор Вексельберг ездят в необычные путешествия вместе с друзьями уже 10 лет. Они побывали в Австралии, Аргентине, Чили, Марокко, пересекли Сахару, ездили по маршруту Улан-Батор - Шанхай. "Нас привлекает возможность увидеть страну совсем другими глазами, а не с точки зрения традиционного туриста, - рассказывает вице-президент Альфа-банка Александр Гафин. - В эти поездки мы отправляемся в конце октября или в ноябре. Все мы люди достаточно занятые. Но уже в сентябре, как дети, начинаем друг друга дергать: "А когда мы едем, а все ли готово? " Сейчас собираемся пересечь Африку, поездить по Северной Индии и через горы выйти к морю".

В последние два года состоятельные российские туристы все чаще стали предпочитать традиционным курортам отдых в экзотических местах. Правда, само понятие экзотики сильно изменилось.

Работники туристических агентств пребывают в состоянии легкого шока: за текущий год у них дважды спрашивали про Монсеррат (владение Великобритании в Вест-Индии) , четыре раза про Манитобу (провинция в Канаде) и несколько раз про Ботсвану. Менеджеров турагентств "Сеть магазинов горящих путевок" (МГП) поразило даже не то, что некоторые из этих названий они слышат впервые, а то, что россияне изменили Кипру, Египту и Турции, по сути ставшим в 90-х всероссийскими здравницами. По словам директора по маркетингу МГП Нины Сизовой, в последние два года туристы все чаще высказывают желание провести отпуск в странах, с которыми у России нет даже дипломатических отношений. "Такие курорты, как Сейшелы, Мальдивы, Бали, все меньше привлекают состоятельных туристов, которые считают, что эти направления стали массовыми", - говорит Сизова.

Менеджерам агентств, специализирующихся на индивидуальных путешествиях, приходится еще сложнее. За последний месяц их просили организовать поездки в такие страны, как Малави, Белиз, Гана, Джибути, Кирибати, Палау, Суринам, Камерун, Ливан. А несколько десятков туристов уже проведут предстоящие майские праздники в Камеруне, Никарагуа, Мозамбике, Замбии и Танзании.

Куда глядят глаза "дикаря".

Сотрудники туристических агентств отмечают: те, кто успел несколько раз отдохнуть в Турции, Египте, Испании, на островах Индийского океана, стали более требовательными при выборе места отпуска. "Последние два года состоятельные туристы просят отправить их "куда-нибудь, где еще не было русских", - рассказывает руководитель отдела индивидуального обслуживания клиентов компании Andrews Travel House Марина Кивенко. - Они так не хотят встречаться с соотечественниками, что отказываются от русскоязычных гидов, даже если не знают местного языка".

Другая тенденция - отказ от излишеств. Начиная с 1999 г. топ-менеджеры компаний все чаще отказываются от перелетов в бизнес-классе, трансферов до города и номеров в роскошных гостиницах. Недавно Кивенко организовала недельный тур в Лондон для руководителей одной из российских инвестиционных компаний, которые сняли номер в недорогой трехзвездной гостинице на окраине Лондона, чтобы избежать случайной встречи с деловыми партнерами.

Директор по связям с общественностью инвестиционного фонда Delta Сapital Екатерина Пантелюшина в прошлом году провела отпуск, путешествуя по горам Шотландии и катаясь на велосипеде по провинциальной Англии. "Большинство моих друзей - из Лондона, где я когда-то училась и работала. Они по турпутевкам не ездят, предпочитая дикую природу и отсутствие комфортных условий. Поэтому у меня нет выхода, кроме как следовать за ними", - говорит Пантелюшина.

Устав от пляжного отдыха, вице-президент по экономике и финансам альянса "Русский текстиль" Владимир Столяров решил отдыхать "дикарем". В 2000 г. он посадил семью в автомобиль и поехал "куда глаза глядят". В следующую поездку он отправился вместе со своим коллегой Александром Акишиным. Уже четвертый год на майские праздники семейные экипажи Столярова и Акишина ездят в Европу, а в свободные выходные - по России. "Мы не бронируем заранее отели, не планируем точный маршрут поездки, а просто останавливаемся в понравившихся нам местах, - рассказывает Столяров. - Мы ощущаем полную свободу действий и можем отдыхать, как хотим, а не как нужно". Сегодня вечером вице-президенты "Русского текстиля" отправляются на своих автомобилях по странам Бенилюкса. А в следующий отпуск они планируют проехать через Россию в Китай.

Приключения на голову.

Особую популярность у обеспеченных людей стали приобретать и так называемые приключенческие, активные туры. Как выяснилось, желающих совершать треккинги и восхождения, мерзнуть в Антарктиде или пересекать пустыню в Иордании не так уж мало. Например, в данный момент члены команды приключений агентства "Альпиндустрия" покоряют Эверест, а 1 мая другая группа двинется на Эльбрус.

Компания "Альпиндустрия" занимается подобными турами с самого начала своего существования, т. е. уже 10 лет. Однако особую популярность, по словам менеджера агентства Андрея Федорова, активный коммерческий туризм приобрел года два назад. "Люди успокоились, заработали денег и захотели приключений", - объясняет этот интерес Андрей Федоров.

Искать приключения на свою голову - дорогое удовольствие. Восхождение на Эверест стоит $10 000. Но с западными ценами все равно не сравнить - там аналогичный тур стоит от $30 000. Поэтому среди клиентов российских агентств немало иностранцев. "У нас все то же самое, только лучше, - говорит Федоров. - Тот же кислород, тот же сервис, та же спутниковая связь. Группа полностью обеспечена: компьютеры, генераторы для автономного существования в горах и полная безопасность мероприятия". Так что забраться на Мак-Кинли и Килиманджаро теперь можно с комфортом. Вам не придется самим нести снаряжение или готовить пищу.

Кстати, интерес к новой экзотике уловили и рестораторы. Появившийся несколько лет назад в Москве ресторан северной кухни "Экспедиция", по словам его создателей, пользуется огромной популярностью. Сюда, чтобы попробовать настоящей морошки или строганины, нужно записываться заранее. За экзотическими для москвичей продуктами работники ресторана отправляются в самую настоящую экспедицию. Директор ресторана Владимир Монич, большой любитель Севера, в Турции не был ни разу ( "И, наверное, никогда не буду", - добавляет он) , зато в Антарктиду съездил уже дважды. "Когда стоишь на берегу океана, хочется спросить у стоящих рядом, видят ли они то, что видишь ты".

Примечательно, что путешественники, побывавшие в поразивших их местах, всегда находят яркие метафоры для описания своих ощущений. "Я летела в самолете, смотрела в иллюминатор, и мне хотелось перестать моргать, чтобы ничего не пропустить", - рассказывает о своем путешествии на Камчатку руководитель туристического агентства Aspera, занимающегося приключенческим туризмом, Аннетт Лофтус. "Времени на отдых становится все меньше, - говорит она, - поэтому люди хотят отдохнуть не только физически, но и духовно". Сегодня самый популярный маршрут агентства - королевство Мустанг или Ло. Туристов пустили сюда 10 лет назад. Некогда закрытое для туристов государство находится на территории Непала высоко в горах, куда приходится добираться пешком по 6 - 8 часов. Туристов это не смущает. "Сегодня мы отправляем туда уже третью группу. А каждый год сюда пускают только тысячу человек. Такое ощущение, - смеется Аннетт, - что в этом году вся эта тысяча будет состоять исключительно из русских".

Уход в глубинку.

"Мы живем стандартными жизненными циклами: офис - переговоры - дом. Тем, кто после работы успевает заскочить в ресторан или кино, завидуют коллеги. Отдых тоже стандартен - острова Индийского океана или круиз, - рассказывает сотрудница одного российского банка, просившая не упоминать ее имени в газете. - Однажды, разговаривая с подругами, я подумала о том, что мы перестали чувствовать время, перестали понимать, о чем говорят подруги по институту, и нам так захотелось на несколько дней стать обычными людьми! " В итоге три бизнес-леди решили перевоплотиться в. .. цыганок. В этом за небольшое вознаграждение им согласилась помочь компания "Аванпост", специализирующаяся на организации ролевых игр. На протяжении трех дней подруги колесили в кибитке по деревням Московской и Смоленской областей, предлагая местным жителям "позолотить ручку". С ролью они справились удачно, хотя иногда приходилось нелегко: деревенские жители гнали "гастролерш" со двора, а местные цыгане пытались выяснить отношения с конкурентками.

Для некоторых профессионалов турбизнеса экзотика на отдыхе сводится к жизни в глубинке. Заместитель гендиректора туроператора "Натали-Турс" Татьяна Чувилкина свой летний отпуск проводит в деревне на Русском Севере. "Когда работаешь в туризме и знаешь о курортах все, отдых там превращается в пытку. Лежа на шезлонге, начинаешь прислушиваться к спорам отдыхающих и персонала, решать эти проблемы по привычке. А в деревне нет мобильной связи и тишина райская, - говорит она. - Хотя в прошлом году до деревни добрались-таки туристы и интересовались стоимостью заброшенных домов".

Действительно, найти место, где не ступала бы нога человека, становится все труднее. Генеральный директор компании "Магазин путешествий-ГУМ" Александр Преображенский в прошлом году провел отпуск на барже, которую он арендовал для плавания по Бургундскому каналу.

Преображенский не хотел встречаться не только с русскоговорящими, но и вообще с людьми, которые ведут себя, как туристы, поэтому искал обычное место, без туристической инфраструктуры. Велико же было его удивление, когда он встретил несколько десятков иностранцев, которые так же, как и он, думали, что отдыхают в нетуристической зоне.

Более того, французские рестораторы, узнав, что по каналу путешествуют очень богатые туристы, ищущие уединения, незамедлительно открыли по берегам "скромные" семейные харчевни, которые в настоящее время уже получили две звезды в знаменитом ресторанном путеводителе Michelin.