Азиатско-российская лихорадка


От недавнего оптимизма инвесторов по поводу перспектив развивающихся рынков в этом году не осталось и следа. В ожидании повышения процентных ставок в США и замедления темпов роста экономики Китая разочарованные иностранцы начали уходить с развивающихся рынков.

В начале года среди инвесторов наблюдалось редкое единодушие по поводу блестящих перспектив развивающихся рынков. Их привлекательность объяснялась набирающей обороты мировой экономикой и низкими процентными ставками в развитых странах. Доходы инвесторов на фондовых рынках развивающихся стран в последние два с половиной года существенно превышали доходы на рынках США и Европы. Индекс акций развивающихся рынков MSCI, рассчитываемый Morgan Stanley, вырос с октября 2002 г. по конец 2003 г. на 75%. По данным EmergingPortfolio.com, в 2003 г. приток средств инвесторов в фонды, ориентирующиеся на вложения в акции на развивающихся рынках, составил $5,2 млрд (самый высокий показатель с 1997 г. ) , а в фонды, специализирующиеся на вложениях в акции азиатских компаний (не считая Японии) , - $7,3 млрд.

Между тем возможное повышение процентных ставок в США и попытка китайских властей сдержать рост экономики страны для обуздания инфляции заставляют иностранных инвесторов пересмотреть перспективы развивающихся рынков на этот год. Дело в том, что азиатские рынки стали сильно зависеть от китайского потребителя. Главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч объясняет рост экспорта Тайваня (на 68% ) и Южной Кореи (36% ) в 2003 г. их ориентированностью на китайский рынок.

По данным AMG Data Services, отток средств из американских фондов, инвестирующих в акции на развивающихся рынках, за одну неделю (по 5 мая) составил $411 млн. Выводят средства и хедж-фонды, усиливая неустойчивость развивающихся рынков. "Я полагаю, развивающиеся рынки в этом году не смогут повторить прошлогоднего успеха", - говорит Сигеки Макино, старший управляющий портфелем в Putnam Investments. Фонды, управляемые им, уже в течение пяти месяцев продают активы.

Падение инвестиционной привлекательности не замедлило отразиться на фондовых индексах. Так, MSCI упал на 10% от своего максимума в этом году. Южнокорейский Kospi за последние 10 дней упал на 11% , а тайваньские акции подешевели на 14%. Российский РТС упал с середины апреля на 20%.

В случае падения спроса в Китае начнут снижаться цены на сталь и никель, что еще больше ударит по российским компаниям.

Тем не менее, по мнению аналитиков, ожидать кризиса на развивающихся рынках, подобного кризису 1997 - 1998 гг. , не стоит. В отличие от ситуации конца 1990-х гг. сейчас правительства многих развивающихся стран придерживаются плавающего курса национальной валюты, поэтому смогут легче адаптироваться к повышению процентных ставок. Объем краткосрочных заимствований также сейчас находится на значительно более низком уровне, и в большинстве развивающихся стран отрицательное сальдо счета текущих операций сменилось положительным.

Некоторые эксперты утверждают, что акции многих компаний все еще привлекательны. Арджун Дивеча, управляющий фондом в GMO Emerging Markets, уверен в стабильности крупных южнокорейских компаний, таких, как Samsung Electronics и Kia Мotors, и индонезийских компаний (Telecom Indonesia) , которые показывают хороший рост в условиях улучшения политической и экономической ситуации в этих странах. (WSJ, 07. 05. 2004, Дмитрий Говоров)