ЦИТАТА НЕДЕЛИ


"Очень скоро мы с вами пойдем в Абхазию и полностью объединимся".

Президент Грузии Михаил Саакашвили.

К инаугурации Владимир Путин получил от своего грузинского коллеги ценный подарок. Кремль может больше не беспокоиться о судьбе Аджарии, которую ее прежний лидер Аслан Абашидзе выдавал за форпост России в Закавказье. Теперь эта автономия, на территории которой расквартирована российская военная база, перешла под контроль Тбилиси. Центральное грузинское правительство в отличие от Абашидзе настаивает на том, чтобы российские военные ушли домой как можно скорее.

Аджарская спецоперация была разыграна командой Саакашвили как по нотам. Немного маневров на границе с автономией, немного манифестаций в Батуми, психологическое давление на Абашидзе по всем каналам - и потомок аджарских беков, правивший республикой с марта 1991 г. , ретировался в Москву, к своему другу Юрию Михайловичу Лужкову.

Победа Саакашвили выглядит как фиаско Путина. Наблюдатели в один голос говорят о том, что Москва "сдала" Абашидзе. И пусть экс-президент Аджарии спасен от мести победителей, силовики, чья верность помогала Абашидзе поддерживать миф о своей несокрушимости, уже легли под каток революционного правосудия. Бывший начальник 25-й бригады Минобороны Грузии Роман Думбадзе и командир аджарского подразделения грузинских внутренних войск Мурман Цинцадзе арестованы. За поддержку Абашидзе и неповиновение центральным властям оба "изменника" могут провести за решеткой остаток дней.

Участь Думбадзе и Цинцадзе вряд ли поднимет боевой дух вождей военизированных формирований, от лояльности которых зависит физическое существование пророссийских режимов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Падение этих непризнанных республик резко ограничит шансы России в "большой игре" с Европой и США на постсоветском пространстве. А это чревато крахом пестуемых Москвой интеграционных проектов на территории бывшего СССР.

Впрочем, с точки зрения знаменитого внешнеполитического прагматизма Путина в падении Абашидзе для России нет ничего фатального. Инвестиции в нежизнеспособный режим - это то же самое, что субсидии неэффективным предприятиям. Издержки очевидны, а приобретения сомнительны.

В конце концов, только та "непризнанная республика чего-нибудь стоит, которая умеет защищаться". Как выяснилось 6 мая, за мифом о непотопляемости Абашидзе не стояло ничего, кроме фальшивой риторики. Спасти его могло только прямое военное вмешательство Москвы, которого, слава богу, не последовало.

Овладев Батуми, Саакашвили пообещал решить "абхазский" вопрос. Однако технология "революции роз" в Абхазии не сработает - хотя бы просто потому, что в Сухуми харизматическому грузинскому лидеру не на кого опереться. О замирении Абхазии Саакашвили придется договариваться непосредственно с Кремлем, которому - в отличие от лидера грузинской революции - некуда торопиться. Большая игра в Закавказье только начинается.

Владимир Федорин