Для русских кино - это образ жизни


С этого года Московский международный кинофестиваль вводит новый конкурс - дебютов. Предполагается, что в нем будет участвовать порядка 10 картин и режиссер-победитель получит приз в $20 000. Видимо, не случайно дирекция ММКФ приняла решение о создании такого конкурса именно в этом сезоне, который уже назван прорывом молодого русского кино. Своими впечатлениями о ситуации в новом кинематографе поделился с "Ведомостями" чех Петр Зеленка - один из самых модных молодых европейских режиссеров, автор "Пуговичников" ( "Тигр" роттердамского фестиваля) и "Года дьявола" (главный приз в Карловых Варах). В прошлом году на международном фестивале дебютного кино "Дух огня" в Ханты-Мансийске Зеленка получил самый большой денежный приз в истории кинофестивалей - $150 000. В этом году он в качестве члена жюри голосовал за присуждение главного приза ханты-мансийского фестиваля "Бумеру" Петра Буслова.

- Как вы узнали о своей победе на фестивале "Дух огня" в прошлом году?

- По телефону. В то время я вообще не знал, что Ханты-Мансийск существует на карте мира. Продюсерская компания послала туда копию, даже не сообщив мне об этом.

- Деньги перевели сразу же?

- В чешском посольстве в Москве мне сказали, чтобы я даже не волновался - никаких денег я все равно не увижу. Приз я получил только потому, что организаторы решили провести фестиваль снова. Еще за два месяца до фестиваля не было никакой уверенности, состоится ли он. К счастью, он состоялся. А уж если проводишь фестиваль, надо выполнять старые обещания.

- Как вы используете эти деньги?

- Приз идет на финансирование следующего проекта.

- Вы готовите высокобюджетный проект "Лучшие фильмы нашей жизни", съемки которого должны проходить в Америке. На него вы и собираетесь потратить свой ханты-мансийский приз?

- Нет, у меня пока не получается найти необходимые для съемок $3 млн. Сначала я собираюсь снять малобюджетную экранизацию своей пьесы "Хроники обыкновенного безумия", получить прибыль, а уж потом приняться за "Лучшие фильмы. .. ". Впервые в жизни я снимаю фильм ради денег. Конечно, это мой фильм, он основан на моей пьесе, но, если честно, меня от нее уже тошнит. Я смотрел спектакль миллион раз за последние два года - и в собственной постановке, и в постановке других режиссеров. Разумеется, я кое-что изменил в пьесе, но другой она от этого не стала. Так что сейчас я делаю что-то, уже сделанное мною в прошлом.

- Ханты-Мансийск - экзотика для европейского режиссера?

- Это фестиваль, проходящий в абсолютно неизвестном регионе. Даже русские понятия не имеют, где этот Ханты-Мансийск. Такого рода фестивали придумываются, чтобы разрекламировать город, где они проходят. В мире немало таких фестивалей, но Ханты-Мансийск - это действительно нечто особенное. Идея доведена до абсурда.

- В чем абсурд?

- Хотя бы в размере приза. В прошлом году речь шла о $150 000 - это самый большой приз, о котором я когда-либо слышал. Ну и конечно, в уровне роскоши, которой тебя окружают. Ты чувствуешь себя пленником, пусть и в очень комфортабельной тюрьме. Охрана сопровождает тебя повсюду, с тобой носятся как со звездой. Ни в Торонто, ни в Роттердаме мне не приходилось испытывать ничего похожего.

- Легко ли вам работалось с председателем жюри - Алексеем Балабановым?

- Балабанов был идеальным председателем жюри. Он казался очень заинтересованным - к тому же он не только смотрел кино, но и подыскивал натуру для своего следующего фильма. Он рассказал мне, что собирается снять картину о русских проститутках. Там будет одна сцена, в которой богатый русский везет девушку на курорт. Сначала Балабанов собирался отправить их в Египет, но когда увидел Ханты-Мансийск, забыл про все курорты. .. Конечно, Алексей немножко сумасшедший, как все талантливые режиссеры. Но у него есть свое видение. Он сказал мне, что устал от жизни, но мне он не показался уставшим. Это один из самых живых людей, которых мне доводилось встречать. Я с удовольствием с ним поработаю, если представится возможность. Даже в качестве ассистента. Просто посмотреть со стороны, как он работает с актерами, было бы здорово.

- Что вы знаете о российском кино? Ваши любимые русские фильмы?

- Все фильмы Балабанова. Потом, конечно, "Окраина" Петра Луцика. И "Бумер" Петра Буслова. Это не шедевр, но фильм прекрасно сделан, его интересно смотреть, у него есть сердце. Русское кино здорово работает на чувственном уровне: вы смотрите на экран - и начинаете дышать в ритме фильма! Для нас кино - нечто искусственное. Для вас - в особенности для Балабанова - это образ жизни.

- В жюри по поводу присуждения первого приза не было споров?

- Никаких. Всем сразу стало понятно, что "Бумер" - абсолютный лидер. Для такого молодого режиссера это просто фантастический фильм. Но даже если мы забудем о возрасте, фильм все равно превосходен. Для меня это история побега из города в провинцию, где идет жизнь, о которой мы, горожане, не имеем ни малейшего понятия. Это и путешествие во времени: помните, как режиссер в коротких монтажных эпизодах позволяет нам заглянуть в будущее второстепенных персонажей? Это выводит "Бумер" за рамки криминального фильма. А самое главное в том, что я верю этим героям. Когда я вижу их на экране, я верю в то, что эти люди могут убить человека, могут вести такой образ жизни. Побывав в Ханты-Мансийске, я не узнал ровным счетом ничего о том, как живут люди в России. Но когда я посмотрел "Бумер", мне многое стало понятно.

- А какой из фильмов Балабанова вам больше всего нравится?

- "Про уродов и людей". И "Брат", разумеется. Кстати, Балабанов пробудил во мне интерес к русской рок-музыке. Я знал "Кино" и "Аквариум", но "Наутилус Помпилиус" я впервые услышал именно в "Брате". В моем следующем фильме будет много русской музыки. Вообще, мне нравятся фильмы, сделанные в борьбе. Русское кино борется против Голливуда, и мне это симпатично.

- Забавно, в России многие критики обвиняли "Бумер" как раз в том, что это банальное жанровое кино, сделанное по голливудским лекалам.

- Я не верю ни одному кадру из голливудских фильмов, а "Бумер" вызывает у меня инстинктивное чувство доверия. Это не только психологическое, но и социальное кино.

- Вы посмотрели в Ханты-Мансийске другие русские фильмы?

- К сожалению, нет. Но еще до поездки туда я видел "Возвращение" - этот фильм меня категорически разочаровал.

- Как вы думаете, почему картина имела такой успех за рубежом?

- Ответ очевиден: фильм напоминает о Тарковском. Вся эта атмосфера, капли дождя. .. Но у Тарковского это было уместно, а здесь сплошное надувательство. Я не верю героям, не верю мальчикам, не верю их отцу. Их поступки, их реакции совершенно неправдоподобны. Вся ситуация неправдоподобна. Вы считали, сколько раз в фильме идет дождь? Раз семь, как минимум. Идет, перестает, потом опять идет. Просто так - потому что это красиво.

- Чешское кино уже может окупить себя в прокате. Для российского кино это пока лишь мечта. Что вы можете посоветовать? От чего предостеречь?

- В Чехии мы пока не переняли голливудскую систему производства, но уже работаем в рамках американской системы дистрибьюции фильмов. Раньше хороший фильм мог идти в прокате пару-тройку лет - и в итоге принести прибыль. Сейчас самое главное - это сборы за первую неделю проката. И если они невелики, ничего уже нельзя исправить. Сделать тут уже ничего нельзя - можно только снимать хорошее кино.