Мотороллеры уедут из Москвы


Московские власти серьезно усложнят жизнь растущей армии московских любителей микролитражных мопедов и мотороллеров, на которых сейчас можно ездить без прав и номеров. В январе в столице вступят в действие новые правила, согласно которым все мопеды должны будут регистрироваться ГИБДД, а их владельцы - сдавать тесты на знание правил дорожного движения.

В конце апреля Юрий Лужков подписал постановление правительства столицы "О порядке допуска к участию в дорожном движении в городе Москве водителей мопедов". Согласно этому документу с 1 января 2005 г. в столице мопеды нужно будет ставить на учет в ГИБДД, а их владельцам - проходить проверку знаний правил дорожного движения и получать соответствующий документ. Причем разрешение управлять мопедом получат только москвичи не моложе 16 лет. Власти мотивируют свои решения желанием сократить количество ДТП, "связанных с нарушениями правил дорожного движения со стороны водителей мопедов". Пока еще неизвестно, какой именно документ на право управления будет выдаваться владельцам мопедов: согласно постановлению его образец будет утвержден в течение ближайших трех месяцев. В пресс-службе ГИБДД ГУВД Москвы "Ведомостям" сообщили, что правила будут распространяться и на мопеды, приобретенные до начала 2005 г.

Российские правила дорожного движения определяют мопед как "двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками". Благодаря объему двигателя под это определение правил подпадают легкие мотороллеры - скутеры. При этом в правилах особо указано, что "механические транспортные средства" (их необходимо регистрировать, а для управления ими иметь водительское удостоверение) не включают в себя мопеды.

Постановление московских властей вызвало недовольство владельцев скутеров. Члены столичного Скутер-клуба, насчитывающего, по собственным данным, 15 000 человек, собираются даже провести акцию протеста - такая информация размещена на сайте клуба.

Продавцы скутеров признают, что значительная часть покупателей мопедов - подростки и наибольшим спросом пользуются подержанные скутеры стоимостью $200 - 300. Они занимают около 90% рынка. По неофициальным признаниям сотрудников магазинов по продаже скутеров, низкая цена объясняется специфическим способом ввоза: из Японии в Россию контейнерами везут подержанные запчасти, из которых здесь собирают скутеры. "Получается по принципу: привезли два - собрали один. Естественно, поставить в ГАИ на учет такой агрегат невозможно", - отметил собеседник "Ведомостей" в одной из торговых организаций.

Менеджеры мотосалонов, с которыми удалось побеседовать "Ведомостям", сходились в том, что новые правила приведут к повышению цен на мопеды: компаниям придется тратиться на таможенное оформление, получение разрешения на торговлю номерными агрегатами, паспортов транспортного средства и пр. "Ясно, что цены вырастут, но насколько, сказать невозможно, пока не утверждены правила регистрации и сдачи на права", - говорит менеджер сети "Скутершоп".

В последние годы московский рынок мопедов и мотороллеров быстро растет. По оценке Сергея Разина, менеджера мотосалона "Альпин" (официальный дистрибьютор Yamaha) , рынок увеличивается на 30 - 50% в год. Причем, отмечает его коллега из салона "Аояма Моторс", дистрибьютора Honda, на этом фоне увеличивается процент продаж скутеров с объемом двигателя более 50 куб. см. Но на резкое увеличение собственных продаж продавцы новых скутеров после введения новых правил не надеются. "Покупатели, которые рассчитывали купить мопед за $300, вряд ли смогут позволить купить у нас скутер за $3000", - говорит менеджер "Аояма Моторс".

Сотрудник "Скутершопа" отмечает, что пока непонятно, как московские правила будут действовать в отношении, например, жителей Московской области. "Получается, что житель Подмосковья не сможет въехать на своем скутере в Москву? " - сомневается он.

"Сейчас в Москве такое количество мопедов, что проконтролировать выполнение ими правил будет невозможно, тем более что на московских улицах можно встретить и автомобили без номеров", - считает один из торговцев. По его мнению, продажа дешевых скутеров переместится за пределы Москвы. А председатель движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин называет постановление правительства Москвы неправомерным с точки зрения федерального законодательства и считает, что оно может быть оспорено прокуратурой.