News Outdoor расширяет владения


Крупнейшее российское рекламное агентство - News Outdoor готовится к новым покупкам. Как стало известно "Ведомостям", в ближайшее время оно может получить кредит ЕБРР в размере $65 млн, который предполагает истратить на поглощения и региональную экспансию. Эксперты считают наиболее вероятным объектом для поглощения лидера петербургского рынка - агентство ОММ, а также объекты на Украине.

Российское отделение международной сети рекламных агентств News Outdoor образовано на базе российского агентства APR City. Последнее было основано в 1995 г. его менеджерами во главе с исполнительным директором Максимом Ткачевым. В конце 2000 г. APR City было приобретено медиаимперией Руперта Мердока NewsCorp, а летом переименовано в News Outdoor. Сейчас News Outdoor, по данным самой компании, контролирует около 18 500 рекламных объектов в России. Маркетинговое агентство "Эспар Аналитик" оценивает оборот News Outdoor в 2003 г. в $100 млн. Это около 20% от оборота всего рынка наружной рекламы в стране.

В конце прошлой недели на официальном веб-сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) появилась информация о том, что банк собирается финансировать проект News Outdoor Rus общей стоимостью $81 млн. Из них $65 млн ЕБРР предоставит в качестве кредита, а остальное профинансирует сама компания. Что это за проект, на сайте не говорится, а лишь указывается, что заем предоставляется с целью обеспечить финансирование приобретения и региональной экспансии News Outdoor. Там также указано, что проект уже одобрен в целом и будет окончательно утвержден советом директоров в начале июня. Представитель ЕБРР не смог что-либо добавить к опубликованному на сайте компании сообщению.

Эксперты называют выделяемую ЕБРР сумму беспрецедентной для этого рынка. "На эти деньги [$65 млн] еще год назад можно было бы купить сам News Outdoor", - говорит гендиректор компании "Эспар Аналитик" Андрей Березкин. А управляющий директор самого News Outdoor Rus Максим Ткачев считает, что этой суммы достаточно, чтобы "осуществить любой проект на рынке наружной рекламы в течение одного-двух лет".

Ткачев не говорит, о какой покупке идет речь, но не скрывает, что цель его компании - проникнуть на рекламный рынок Петербурга, где News Outdoor до сих пор не имеет своих конструкций. Участники рекламного рынка называют наиболее интересным объектом для поглощения крупнейшее петербургское агентство наружной рекламы ОММ с годовым оборотом в $20 млн. По данным "Эспар Аналитик", ОММ контролирует 40 - 45% питерского рынка наружной рекламы. По оценке Алексея Нестеренко, одного из руководителей международного рекламного агентства Clear Channel, такая покупка обошлась бы News Outdoor в "десятки миллионов долларов". А представитель другой крупной петербургской рекламной фирмы на условиях анонимности сообщил, что, по его данным, News Outdoor уже почти договорился о приобретении ОММ. Стоимость 100% акций ОММ собеседник "Ведомостей" оценивает в $40 - 50 млн.

Директор ОММ Алексей Межов отказался от комментариев. Представители других входящих в тройку крупнейших агентств Петербурга - "Постера" и "Руана" отрицают скорую возможность приобретения их компаний News Outdoor. Впрочем, сам Ткачев подтвердил, что News Outdoor хотел бы приобрести ОММ, хотя раскрывать детали возможной сделки не стал. Он подчеркивает, что News Outdoor собирается использовать средства кредита и на другие цели, например покупку рекламных агентств на украинском рынке, где News Outdoor до сих пор не представлен. По оценке Владимира Кудаса, эксперта маркетинговой компании Mainstream, News Outdoor могут интересовать три оператора - Poster, Big Board, "Перехид медиа" с оборотом $6 - 7 млн каждый.

Кроме того, по словам Ткачева, News Outdoor собирается использовать кредит для строительства собственного офисного здания площадью 15 000 кв. м в Москве и участия в аукционах по приобретению новых рекламных мест, которые планирует проводить столичное правительство.

News Outdoor не впервые использует деньги ЕБРР для расширения бизнеса. В прошлом году агентство истратило $28 млн кредита банка для поглощения крупного московского оператора наружной рекламы "Атор". В результате News Outdoor стал владельцем 9500 из 31 000 имеющихся в столице конструкций. В прошлом году компания также приобрела трех крупнейших операторов в Нижнем Новгороде. Владислав Захаровский, представитель группы компаний Gallery, занимающейся продажей рекламы в регионах, не опасается усиления монополизации рынка в связи с возможными новыми приобретениями News Outdoor. По его словам, на рынке остается много других альтернативных подрядчиков, которые также будут расти и развиваться. Группа компаний Gallery, оборот которой "Эспар Аналитик" оценивает в $25 млн, к концу этого года также планирует привлечь внешнее финансирование.