Опасные высоты


Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина проводит выставку "Вавилонская башня. Земля - небо" - о тщетности человеческой попытки забраться на небеса. До 20 июня можно посмотреть, как развивалась в искусстве тема восхождения к вершинам.

Если бы Пушкинский музей смог, как мечталось, привезти для этой выставки "Вавилонскую башню" Брейгеля, то шумный успех был бы обеспечен - суперзвезда западноевропейской культуры, такая старая, что кажется вечной, осветила бы и экспозицию, и концепцию своим не померкшим за столетия зачаровывающим зрителей светом. Но не случилось. Знаменитая брейгелевская картина присутствует на выставке в виде огромного постера, театрального задника, на фоне которого русскими иконами, европейской живописью и советскими архитектурными проектами разыгрывается притча о вечном стремлении человека штурмовать недостижимые высоты и неминуемом наказании за это стремление.

Это выставка познавательная и литературная - экспонаты работают на концепцию, тексты с цитатами и пояснениями так же важны, как и живопись. Поставленная задача - показать на примере древнерусского и европейского искусства историю развития темы горнего восхождения, которое символизируют изображения башни, лестницы и горы.

Задача, с одной стороны, вполне академическая, с другой - до неприличия популярно-актуальная. Потому что всем понятно: в финале экспозиции должны быть погибшие нью-йоркские башни-близнецы, разрушенные в отличие от башни вавилонской не высшей силой, но вроде и не людьми - и все равно в наказание за гордыню. В общем, как ни комично это звучит, Брейгель (вслед за Библией) предупреждает.

Экспозиция построена тонко, с самими по себе замечательными, знаковыми для искусства произведениями, будь то изысканной красоты иконы, на которых Богородица держит в руках крохотную лестницу, сумрачно-романтический горный пейзаж Каспара Давида Фридриха, "Гора св. Виктории" Сезанна, похожая на собранный из цветных осколков мираж, макет вечно готовой к падению татлинской Башни Третьего интернационала или мертворожденный проект Дворца Советов.

Но иллюстрируют все эти произведения разных времен все равно одно и то же назидание: стремление вверх, к вершинам физическим и духовным - небогоугодная и наказуемая дерзость.

Куратор выставки Ирина Евгеньевна Данилова задумала свою Вавилонскую башню, наткнувшись на высказывание писателя Александра Гениса о том, что башня как прогресс - чем выше, тем опаснее. Она, разумеется, не пыталась делать выставку как проповедь смирения. Но так получилась. Как бы ни казался современному, всезнающему человеку устаревшим тезис, что старое искусство - кладезь мудрости, искусство эту мудрость продолжает хранить. И бывает так, что реальные обстоятельства заставляют людей к этому искусству обращаться если не за мудростью, то за поддержкой и утешением. А потом вновь строить очередную башню.