"АвтоВАЗ" отказал миноритариям


САМАРА - Менеджмент "АвтоВАЗа" продолжает отказываться фиксировать в уставе размер выплат по привилегированным акциям "АвтоВАЗа". Этот вопрос, как и год назад, не вошел в повестку дня собрания акционеров. Юристы называют действия менеджмента завода правомерными. Но аналитики отмечают, что при должной настойчивости миноритарные акционеры, настаивавшие на включении этого пункта в устав предприятия, смогут добиться своего.

В 2003 г. "АвтоВАЗ" выпустил 699 889 автомобилей. Чистая прибыль предприятия по РСБУ в 2003 г. составила 4,65 млрд руб. На выплату дивидендов за 2003 г. завод направит 631,55 млн руб. , из которых 465 млн руб. достанутся владельцам привилегированных акций. По данным инвесткомпании "Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия.

До 2002 г. "АвтоВАЗ" гарантировал выплату дивидендов по привилегированным акциям в размере 10% от чистой прибыли, после чего этот пункт был вычеркнут из устава. Владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 000 акций) подали иски в суд с требованием признать это решение недействительным. Цобенко выиграл в двух инстанциях, а HQ Fonder Sverige - в одной.

Как сообщила пресс-служба "АвтоВАЗа", совет директоров не вынес на повестку дня очередного собрания акционеров вопрос о возвращении пункта устава компании, который прописывает формулу расчета дивидендов по привилегированным акциям. По словам сотрудника пресс-службы, юридических обоснований восстанавливать этот пункт устава нет. Представитель "АвтоВАЗа" утверждает, что закон "Об акционерных обществах" не обязывает компанию прописывать формулу расчета дивидендов на привилегированные акции, если в уставе указана стоимость, выплачиваемая их владельцам в случае ликвидации общества. Адвокат Виктора Цобенко и HQ Fonder Sverige AB Валерий Шумилин отказался от комментариев по поводу решения совета директоров "АвтоВАЗа", сославшись на запрет на контакты с прессой со стороны своих клиентов.

Гендиректор юридической компании "Ринкон-Гамма" Олег Осипенко считает правомерными действия "АвтоВАЗа". Он указывает, что закон предусматривает возможность, но не обязательство компаний включать в устав пункт, фиксирующий размер дивидендов. "Но в любом случае нужно руководствоваться последними решениями суда", - добавил он. "Если у миноритарных акционеров есть решение суда о неправомерности исключения из устава пункта о дивидендах, они снова могут попытаться в рамках исполнительного производства надавить на совет директоров через суд", - говорит партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин.

С юристами согласна аналитик ОФГ Елена Сахнова. По ее словам, имидж "АвтоВАЗа" как компании, гарантирующей фиксированные прибыли своим инвесторам, был потерян еще тогда, когда автозавод исключил пункт о "префах" из устава. "Я уверена, что "АвтоВАЗ" будет выплачивать больше 10% по привилегированным акциям только до тех пор, пока миноритарии будут продолжать борьбу", - говорит Сахнова. Денис Нуштаев, аналитик ИК "Метрополь", полагает, что, несмотря на первый отказ "АвтоВАЗа", миноритарным акционерам все-таки удастся повлиять на "АвтоВАЗ" через ФСФР. Он напоминает, что это ведомство недавно указало предприятию на необходимость внести пункт о формуле расчета дивидендов по привилегированным акциям в устав. "ФСФР не может приказать "АвтоВАЗу" внести пункт в устав, но может настоятельно рекомендовать это сделать, - считает он, - и не исключено, что "АвтоВАЗ" все же сдастся". В ФСФР комментариев на решение менеджмента "АвтоВАЗа" вчера получить не удалось.