ИНТЕРВЬЮ: Ким Гран, президент Nokian Tyres


- У нас его довольно много. Мы много лет были поставщиками Saab, когда его производили в Финляндии, сотрудничали с Volvo и с другими фирмами в Центральной Европе. Но в последние 10 - 15 лет мы начали отходить от этого бизнеса, потому что это менее выгодно, чем работа с конечным потребителем. У нас и так очень тесное сотрудничество с производителями автомобилей из Германии и Скандинавии. Мы производим для них специализированные шины. Например, у Volvo есть "экологическая" марка - X-country, - и они хотели для этой марки экологически чистые шины. Мы единственный производитель, который может их производить, и поэтому мы стали поставщиками шин для X-country.

НОКИА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Весной финский производитель шин Nokian Tyres объявил о решении строить собственный завод в России. На предприятие, которое будет расположено во Всеволожске (Ленинградская обл. ) , компания намерена потратить в ближайшие два года около 50 млн евро. Одновременно Nokian Tyres начала развод со своим российским партнером - компанией "Амтел", на совместном предприятии с которой финны уже около двух лет выпускают шины под маркой Nordman. Президент Nokian Tyres Ким Гран считает российский рынок шин очень перспективным. В интервью "Ведомостям" он объяснил, почему его компания решила обойтись на этом рынке без местных партнеров.

- Г-н Гран, в начале года ваша компания решила строить предприятие в Ленинградской области. Каковы параметры этого проекта? Какие шины вы планируете выпускать в России и в каких объемах?

- Мы пришли к этому проекту главным образом потому, что на нашем основном заводе в Нокиа не хватает мощностей, чтобы производить больше. Эта проблема существует уже в течение 10 лет. Мы способны продавать больше, чем можем производить. Мы сосредоточены на производстве зимних и высококачественных летних шин, а спрос на эту продукцию растет постоянно.

В модернизацию финского завода в 1998 - 1999 гг. мы вложили около 120 млн евро. После 1999 г. мы ежегодно инвестируем в него порядка 35 млн евро. Эти средства идут в основном на закупку оборудования.

Последние 10 лет наши продажи растут примерно на 15% в год. Например, в прошлом году наши продажи в Скандинавии выросли на 25% , в России - на 30% , в странах Восточной Европы - на 20%. Так что новый завод, который мы хотим построить во Всеволожске, будет производить шины, которые мы станем продавать не только в России, но и за рубежом. Поэтому мы рассчитали этот проект таким образом, чтобы на последней стадии производить во Всеволожске 8 - 9 млн шин в год.

В этом году мы планируем приступить к строительству производственного комплекса, а весной следующего года начать монтаж оборудования. В течение трех лет мы хотим довести мощность [российского завода] до 3,5 млн шин в год. В этом и следующем году мы вложим в проект 52 млн евро. Но это только начало, дальше будем инвестировать 30 - 40 млн евро каждый год. Мы станем производить шины под брэндом Nokian, а ассортимент и технологии будут те же, что и на заводе в Финляндии. Для завода в России мы будем покупать только новое оборудование. Цель - производить шины такого же качества, как и в Нокиа.

- Какая часть продукции российского завода будет продаваться в России, а какая - экспортироваться?

- В самые первые годы вся продукция будет продаваться в России. Мы планируем ежегодно увеличивать выпуск на 500 000 шин. Правда, нам уже кажется, что мы запланировали слишком медленные темпы развития и надо будет ускорять рост производства - у нас катастрофически не хватает шин.

- Сырье для российского производства вы будете брать в России или привозить из Финляндии?

- Первые два года резиновые смеси будем привозить из Нокиа. Но потом построим смесительный корпус во Всеволожске, чтобы производить смеси на месте. Сейчас мы уже довольно много сырья покупаем в России и для финского завода.

- Кто является крупнейшими поставщиками сырья для Nokian Tyres в России?

- Мы покупаем сырье в России уже лет 10, но я не хочу раскрывать названия компаний - это наша тайна.

В России мы покупаем сажу, синтетический каучук, разные химикаты и сталь. В принципе, здесь можно покупать довольно много сырья. Но в России нет двух основных компонентов для шинного производства - натурального (природного) каучука и полиэстера, который требуется для изготовления высококачественных шин. Дефицит полиэстерного корда является проблемой и для наших конкурентов, которые работают в России. Сейчас в шинах, которые производятся в России, используется нейлон. В ближайшие 5 - 10 лет все производители будут переходить от нейлона к полиэстеру.

- Вы объявляли о том, что частично ваш завод будет профинансирован Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Обсуждается ли возможность того, что ЕБРР войдет в состав акционеров вашего завода, как это было с российским проектом Michelin, например?

- Переговоры с ЕБРР находятся в завершающей стадии. ЕБРР не будет акционером нашего предприятия, банк станет просто его финансировать.

Найти деньги для всеволожского проекта - не проблема. Это не такие огромные инвестиции для нашей фирмы, ведь мы и сейчас ежегодно инвестируем 35 - 50 млн евро. Сумма, которую мы станем инвестировать во Всеволожск, вписывается в уже существующие рамки.

- Будут ли предприниматься дополнительные усилия по продвижению Nokian Tyres на российском рынке?

- В сфере рекламы мы будет работать с теми же носителями, что и сейчас, - телевидением, радио, печатной прессой и наружной рекламой. Мы планируем развивать оптовую торговлю - продолжая работать с теми компаниями, которые покупают у нас оптовые партии шин, будем заключать новые контакты. Сейчас мы ведем переговоры о покупке розничных магазинов в Москве и Санкт-Петербурге.

- Это будет сеть фирменных магазинов под маркой Nokian Tyres?

- В странах Скандинавии и Балтии у нас работает сеть из 172 магазинов под маркой Vianor. Магазины в России, видимо, будут носить то же название.

- Сколько магазинов вы планируете открыть в России?

- Своих магазинов у нас, наверное, будет 10 - 15. Вообще, мы хотим, чтобы магазинов [под маркой Vianor] было сотни, поэтому планируем строить сеть по принципу франчайзинга.

Наши планы постоянно развиваются, потому что меняется и рынок в России. Мы уверены, что россияне все больше станут покупать шины в магазинах [а не на рынках].

- Какой объем продаж у Nokian Tyres в России и насколько вы планируете его увеличить?

- В прошлом году мы продали в Россию шин на 50 млн евро, а в этом хотим увеличить продажи примерно на 20%. Мы рассчитываем, что наш проект во Всеволожске позволит за ближайшие пять лет утроить объем продаж в России. Это предприятие станет вторым основным заводом для Nokian Tyres. Завод в Нокиа у нас уже полностью готов. Дальнейший рост будет только за счет Всеволожска.

- Почему вы решили начать строительство собственного завода, хотя у вас уже было совместное предприятие с компанией "Амтел"?

- Этот "гражданский" брак, если его можно так называть, не удовлетворял, наверное, ни нас, ни "Амтел". Желание прекратить сотрудничество было обоюдным. Видимо, из-за того, что мы не нашли модели сотрудничества, которая устраивала бы обе стороны.

- У вас были какие-то конкретные претензии к "Амтелу"?

- Видимо, наоборот, у них было больше претензий к нам. Надо сказать, что мы с ними работали над этим проектом в течение трех лет, на него было потрачено очень много усилий, и очень жаль, что это так закончилось.

- Как ваш проект с "Амтелом" был оформлен юридически? Каков механизм вашего выхода из него?

- У нас было совместное предприятие, где обеим сторонам принадлежало по 50%. С этим СП было связано очень много договоров, в которых было прописано все: изготовление шин, лицензирование и так далее. И сейчас мы изучаем способы, как их расторгнуть.

- Свою долю в СП вы продадите "Амтелу" или другим лицам, например европейским производителям?

- Время покажет. Но, наверное, западным фирмам не будем продавать.

- В России вы производили шины Nordman. Что будет с этой торговой маркой?

- Марка Nordman принадлежит Nokian Tyres. Она была разработана первоначально для рынков Северной Америки и относится к более дешевому сегменту, чем остальные марки Nokian. Я допускаю, что при расторжении совместного предприятия в производстве шин этой марки в России будет небольшой перерыв. Нам надо будет подумать, где ее производить [для российского рынка] в дальнейшем. Сейчас шины Nordman производятся еще в Индонезии, но в России они никогда не продавались. Но вообще эта марка на рынке России уже два года, и этим нужно пользоваться.

- А вы рассматриваете возможность производить шины Nordman по договорам с какими-то другими заводами в России?

- Интерес со стороны российских производителей шин был. Но у нас в силе договор с "Амтелом", так что мы пока не станем заключать никакие новые договоры.

- Как скоро вы планируете окончательно развестись с "Амтелом"?

- Это зависит не только от нас. Мы хотели бы мирно договориться как можно быстрее, но пока не знаем, возможно это или нет.

- Будете ли вы придерживаться в России той же стратегии продаж, что и в остальных странах, ориентируясь на розницу и автосервисы? Или вы планируете заключать договоры непосредственно с автопроизводителями?

- Мы хотим продавать шины конечным потребителям через магазины. В меньшей степени мы намерены сотрудничать с производителями автомобилей. Конечно, производители нам задавали этот же вопрос. Но пока мы не заключили никаких договоров, потому что, как я вначале сказал, у нас не хватает мощностей - мы не можем производить столько, чтобы удовлетворить всех.

- Кто из российских автопроизводителей интересовался сотрудничеством с Nokian Tyres?

- Этот вопрос мне никак нельзя комментировать. Но могу сказать, что интересовался самый крупный российский производитель ( "АвтоВАЗ". - "Ведомости") и несколько [производителей] помельче.

Как вы знаете, западная компания, которая получила льготы [от российского правительства], чтобы начать производство автомобилей в России, должна в течение определенного срока начать пользоваться российскими комплектующими. Поэтому к нам на эту тему много вопросов.

- Но в России пока только один такой производитель - Ford, производство которого также расположено во Всеволожске. ..

- Сейчас производитель один, но будет больше.

- У Nokian Tyres есть опыт работы с автопроизводителями?

- Вы говорили о том, что вам невыгодно сотрудничать с автопроизводителями. Проблема в том, что крупным покупателям вам приходится давать большие скидки?

- Нельзя сказать, что это невыгодно, но есть более выгодные направления. И если у нас не хватает мощностей для удовлетворения спроса, то мы концентрируемся на самом прибыльном направлении. Глобальные производители шин поставляют свою продукцию на автозаводы. Nokian Tyres не глобальный производитель, пока у нас есть завод только в Финляндии.

- Какие западные компании вы считаете своими конкурентами на российском рынке?

- Наверное, самые важные конкуренты - Michelin и Continental. Нельзя забывать и о таких всемирных компаниях, как Goodyear и Bridgestone, которые сильны на всех рынках. Мы не глобальная фирма, мы сильны на своих рынках, к которым относятся страны Скандинавии, Восточной Европы и Россия. Но, с другой стороны, наши продажи сейчас очень быстро растут в Северной Америке, только в США они выросли в прошлом году на 30%.

- Вы называете Bridgestone своим конкурентом. Одновременно эта компания является крупнейшим акционером Nokian Tyres. Нет ли в этом противоречия?

- Наши отношения с Bridgestone довольно новые. Они стали нашими акционерами только в феврале 2003 г. Мы ведем с ними много переговоров о совместной деятельности, о новых проектах. Возможно, какие-то из них будут реализованы в России. Уже сейчас, например, мы производим для Bridgestone зимние шины.

О КОМПАНИИ: Nokian Tyres Plc основана в 1898 г. В 1925 г. компания выпустила первые шины для велосипедов, а в 1932 г. - для автомобилей. В 2003 г. Nokian Tyres произвела 5,4 млн шин для легковых автомобилей и 9,3 т шин для грузовиков. Оборот компании в 2003 г. составил около 529 млн евро, операционная прибыль - около 79 млн евро. Крупнейшим акционером Nokian Tyres является Bridgestone Europe (18,7% ).

БИОГРАФИЯ: Ким Гран родился 19 сентября 1954 г. в Финляндии. В 1979 г. получил специальность экономиста в высшей школе Svenska Handelshgskolan в Хельсинки. В 1998 г. закончил курс MBA в университете Berkley по специальности "управление в мировой экономике". С 1978 по 1980 г. работал менеджером по продажам в компании Gran-Transport, с 1980 по 1985 г. - менеджер по закупкам и маркетингу в компании A. Ahlstrоm. С 1985 по 1987 г. - директор Gran-Transport. В 1987 - 1988 гг. работал директором по маркетингу компании Printal Oy. С 1988 г. - директором завода компании Cebal-Printal в Великобритании. С 1992 по 1995 г. - управляющий директор Pechiney Cebal. В 1995 г. перешел в Nokian Tyres на должность вице-президента, с 2000 г. - президент компании.