Объединить все трубопроводы


"ЛУКОЙЛ" неожиданно начал лоббировать слияние "Транснефти" и "Транснефтепродукта". Монополии усмотрели в этом желание сместить их руководство. А чиновники лишь разводят руками - экономической выгоды в этом нет, зато можно избавиться от необходимости выплачивать дивиденды по "префам" "Транснефти".

"Транснефть" объединяет все магистральные нефтепроводы России, а "Транснефтепродукт" - магистральные нефтепродуктопроводы. Обе монополии были созданы в 1993 г. , и с тех пор их структура практически не изменилась. Государству принадлежит 100% акций "Транснефтепродукта" и 75% акций "Транснефти" (100% голосов). В 2003 г. "Транснефть" транспортировала около 400 млн т нефти. Ее консолидированная выручка за 2003 г. по РСБУ составила 120,7 млрд руб. , чистая прибыль - 35,4 млрд руб. "Транснефтепродукт" в 2003 г. транспортировал 26,9 млн т нефтепродуктов. Его выручка по IAS за первое полугодие 2003 г. - 5 млрд руб. , чистая прибыль - 1,4 млрд руб.

Несколько лет назад чиновники обсуждали возможность объединения "Транснефти" и "Транснефтепродукта", но отказались от этого. Тогда эту инициативу приписывали президенту "Транснефти" Семену Вайнштоку. Теперь эта идея возникла снова, но лоббирует ее президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. "В середине апреля он [Алекперов] направил [министру экономического развития Герману] Грефу письмо с просьбой рассмотреть возможность слияния "Транснефти" и ТНП, - рассказал "Ведомостям" чиновник Минэкономразвития. - И нам предстоит дать на него ответ".

По его словам, Алекперов поясняет свою позицию "возможностью концентрировать и перераспределять денежные материальные ресурсы объединенной компании для развития наиболее важных трубопроводных направлений". В письме говорится об исторической взаимосвязи магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, добавил чиновник. Представители "ЛУКОЙЛа" письмо Алекперова комментировать отказались, однако о существовании документа знают чиновники Минпромэнерго и сотрудники "Транснефти".

Там от идеи объединения не в восторге. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев назвал ее "противоречащей интересам государства" и посоветовал менеджменту "ЛУКОЙЛа" "сначала разобраться с корпоративной структурой своей компании". А источник "Ведомостей" в "Транснефтепродукте" убежден, что в слиянии нет экономической целесообразности, а инициатива вызвана желанием сменить руководство монополий. Источник, близкий к "Транснефти", тоже уверяет, что "Алекперов просто надеется, что при объединении появится возможность заменить Вайнштока на более лояльного кандидата".

Взаимоотношения президентов "ЛУКОЙЛа" и "Транснефти" нельзя назвать безоблачными. Семен Вайншток пришел в монополию в 2001 г. из "ЛУКОЙЛа", где он был вице-президентом и одновременно руководил компанией "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь". После перехода в госкомпанию его отношения с Алекперовым обострились - компании спорили из-за предоплаты за услуги монополии и продажи "Транснефтью" излишков нефти. А в 2001 г. "Транснефть" поспешила исполнить решение Рязанского районного суда, запретившего отгружать нефть "ЛУКОЙЛа" на экспорт по иску мелкого акционера НК Ирины Егоровой. Впоследствии "ЛУКОЙЛ" пытался взыскать с "Транснефти" ущерб за эту остановку, но безуспешно.

Прислушаются ли чиновники к президенту "ЛУКОЙЛа", не ясно. "Мы пока не видим экономического смысла в объединении, - признается сотрудник Минэкономразвития. - Мы еще не сформулировали своей позиции, ведь не ясно, какие цели на самом деле преследует "ЛУКОЙЛ". Чиновник Минпромэнерго тоже удивился инициативе компании: "Для нефтяников при слиянии, по сути, ничего не изменится, поэтому нельзя исключать политическую подоплеку", - говорит он. С чиновниками согласился и топ-менеджер одной из нефтяных компаний.

Впрочем, по мнению одного из чиновников, государство, как основной акционер "Транснефти", может извлечь от объединения определенную выгоду. "Можно будет избавиться от необходимости отдавать 10% чистой прибыли "Транснефти" на дивиденды владельцам ее привилегированных акций", - пояснил он. Эта норма прописана в уставе монополии, и заменить ее проблематично, так как для этого следует заручиться поддержкой квалифицированного большинства владельцев "префов". В процессе объединения двух компаний вопрос с "префами" можно будет решить, обойдя это ограничение, поясняет чиновник.

Привилегированные акции составляют 25% уставного капитала "Транснефти". Ранее большая их часть (около 20% ) принадлежала структурам "Интерроса", но в 2003 г. холдинг продал бумаги неизвестным инвесторам. Аналитики предполагали, что этими инвесторами могут быть структуры, дружественные ее менеджерам. Благодаря закрепленному в уставе праву на 10% чистой прибыли эти акции нравятся инвесторам: последняя сделка с этими бумагами в РТС проходила по цене $762 за штуку. По мнению аналитиков, попытка изменить устав "Транснефти" обрушила бы котировки "префов" компании. "Это крайне невыгодно владельцам "префов", среди которых немало портфельных инвесторов", - считает начальник аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский.

Но эксперты сомневаются, что чиновники согласятся объединить монополии. "Рациональность объединения не очевидна, - замечает аналитик Валерий Нестеров из "Тройки Диалог ". - Думаю, чиновники не станут воплощать эту идею в жизнь, она слишком неожиданна и экзотична".