ОТ РЕДАКЦИИ: Нефтяной пик


Цены на нефть бьют все рекорды - в пятницу цены на июньский фьючерс на бирже в Нью-Йорке почти достигли $40 за баррель. Это самый высокий уровень с октября 1990 г. Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн выступил с предупреждением, что резкий рост цен на нефть может существенно повлиять на долгосрочное развитие американской экономики. Экономисты напоминают, что девять из 10 послевоенных рецессий в США начинались вслед за взлетами цен на нефть.

Аналогичные опасения высказывают ведущие экономисты и относительно перспектив экономического развития Европы. Если раньше рост долларовых цен на нефть компенсировался укреплением евро по отношению к американской валюте, то теперь этот эффект исчерпан - с 18 февраля, когда курс евро достиг пика, долларовая цена нефти выросла на 13% , а в евро - на 21%.

Ситуация усугубляется тем, что в нынешних условиях влияние на ситуацию со стороны ОПЕК также весьма ограничено. Призывы министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии увеличить квоты на добычу нефти на 1,5 млн баррелей в сутки привели лишь к незначительному снижению цен на бирже. Квоты, как обычно, де-факто нарушались - в апреле в среднем на 2 млн баррелей в сутки. Кроме того, и представители ОПЕК, и аналитики инвестбанков считают, что дорогая нефть во многом обусловлена нестабильностью на Ближнем Востоке, и прежде всего эскалацией насилия в Ираке.

Негативное влияние дорогой нефти на экономики Запада заключается в том, что рост цен на нефть приводит к росту цен на бензин и другие энергоносители. В результате растут "энергетические" расходы домохозяйств, что приводит к снижению потребления. А ведь именно потребление в последние годы является важным макроэкономическим фактором в США. Да и нынешнее снижение темпов роста в Западной Европе экономисты связывают в том числе с низким уровнем потребления европейцев.

Первый удар дорогая нефть уже нанесла по автопрому США - в апреле сразу на 21% упали продажи внедорожников, что заставило General Motors, Ford и Chrysler снижать цены на них и удешевлять кредиты для покупателей. В частности, подешевел кредит на покупку статусного Hummer H2.

Таким образом, скоро можно будет говорить о введении индекса Hummer'а - по аналогии с индексом бигмака, по которому эксперты журнала Economist оценивают справедливый курс валют разных стран. Если Hummer'ы дешевеют в Америке и горят в Ираке - жди экономических проблем.