ОТ РЕДАКЦИИ: Поколение G


Этим летом самая популярная в мире поисковая система Google планирует провести первичное размещение своих акций (IPO) , рассчитывая привлечь рекордные для отрасли $2,7 млрд. Это знаковое, потому что первое "послеобвальное" размещение: с 2000 г. интернет-компании не пытались выходить на биржи.

Создатели Google надеются продемонстрировать, что их компания - полная противоположность своих оскандалившихся предшественников, пребывавших в "иррациональной эйфории" (выражение Алана Гринспэна) и раздувших интернет-пузырь.

В отличие от интернет-компаний времен технобума, продававших инвесторам одни обещания, Google - это прибыльное предприятие. Финансовая отчетность за прошлый год указывает на $962 млн выручки и $106 млн прибыли. Компания демонстрирует и неплохие темпы роста: выручка только за I квартал 2004 г. составила 41% , а прибыль - 60% суммарных показателей за весь прошлый год.

Конечно, не только у одной Google есть прибыль. И Yahoo! , и Amazon, и ряд других интернет-компаний вышли на прибыль в последние два года, но все они провели свои IPO в 90-е гг. , и инвесторы потеряли деньги на их акциях. Google своим размещением пытается показать, что представляет новое поколение в бизнесе.

Молодая компания хочет выделиться еще и тем, что собирается разместить акции максимально демократичным образом - через интернет-аукцион, а не через традиционную на Уолл-стрит схему андеррайтинга. Банки-андеррайтеры создали себе дурную славу, распределяя во времена бума горячие IPO по выгодным ценам среди нескольких приближенных клиентов. В результате первоначальный взлет цен обогащал банкиров и их клиентов за счет владельцев компаний и остальных инвесторов.

Интерес к размещению огромен, и "справедливая цена", выявленная в ходе обработки заявок, может оказаться высокой. Интернет-аукцион сделает основателей Google богаче и добавит им имиджевых баллов как укротителям жадных банкиров. Но у инвесторов есть риск остаться с дорогими бумагами с небыстрыми перспективами роста, о чем их честно предупреждают в проспекте эмиссии.

Успех или неуспех этого IPO покажет, можно ли вернуть интерес инвесторов к "модным" размещениям, но уже на более зрелом уровне, без лишних иллюзий. И кто знает, может быть, новая, более демократичная волна "рациональной эйфории" на рынке позволит привлечь капитал для развития и российским технологическим компаниям.