Уйти, чтобы остаться


Менеджеру по коммуникациям нью-йоркской консалтинговой компании в сфере недвижимости Greenberg Group Джону Либу внезапно сразу несколько компаний предложили внештатное сотрудничество. Он давно мечтал о самостоятельной работе и поэтому принял их предложение. Уходя из Greenberg Group, он решил предложить внештатное сотрудничество и своему нынешнему работодателю.

Джон Либ заверил своего шефа Стивена Гринберга в том, что внештатное сотрудничество не скажется на результатах труда и будет выгодно обеим сторонам. Гринберг не стал возражать, но попросил Либа приходить в офис раз в неделю и быть доступным по телефону в остальные будние дни. Теперь, полгода спустя, у Либа не меньше клиентов, чем у Гринберга. Либ говорит, что во многом обязан успехом бывшему начальнику. Тот неоднократно давал ему нужные рекомендации и направлял в качестве представителя компании на мероприятия, где можно было познакомиться с новыми клиентами. Это во многом облегчило Либу жизнь и снизило риск неудачи на новой работе.

В свободном полете.

По данным федерального бюро трудовой статистики США, количество работников, покинувших большие компании и работающих самостоятельно, в 2003 г. выросло до 9,3 млн человек по сравнению с 8,9 млн в 2002 г. Оценивая ситуацию на рынке, Терри Лоньер, автор книги "Работа в одиночку" (Working Solo) , говорит, что сейчас самое подходящее время для подобного аутсорсинга. "Сегодня компании предпочитают экономить деньги, но при этом повышать производительность труда и развиваться", - говорит Лоньер.

Внештатное сотрудничество с бывшими работниками может быть очень эффективным. Ведь они хорошо знают рынок и могут привести новых клиентов. Однако работодатели требуют, чтобы бывший сотрудник выдвинул им конкретные предложения и составил четкий план по быстрому привлечению клиентов. Менеджер, плохо подготовившийся к встрече с бывшим руководством, рискует испортить отношения с компанией. Специалисты утверждают, что больше всего преуспевают в подобных случаях менеджеры, которые строят отношения с бывшим боссом по определенным правилам.

Долой сантименты.

Многие работники слишком сентиментальны в отношении бывшего работодателя. Более всего их заботит не новая работа, а желание услужить бывшему шефу. Они совершенно не способны воспринимать его как клиента и снова ставят себя в положение подчиненного.

Например, Рут Фурман оставила работу менеджера по коммуникациям в компании по производству хозяйственных инструментов в Чикаго и уехала искать клиентов в Лас-Вегас. Но вместо того чтобы сосредоточиться на новой работе, она занялась проблемами бывшего работодателя. "Я сказала им, что буду работать по расписанию чикагского офиса", - вспоминает Фурман. Каждый день она вставала в полседьмого утра, чтобы по телефону принять участие в утренней летучке бывшего офиса. "Я чуть с ума не сошла, пытаясь совместить подобное сотрудничество и встречи с потенциальными клиентами в новом городе, - говорит Фурман. - В конце концов бывшие коллеги сказали, что я больше не подхожу им как менеджер и могу быть только консультантом. Я решила, что дела мои плохи". Предчувствия Фурман оправдались. Два года спустя в компании произошли кадровые перестановки, и новое начальство отказалось с ней сотрудничать. "У меня были другие клиенты, но не так много. Мне пришлось буквально драться за новых клиентов, чтобы не прогореть. Я сама была в этом виновата, - признается она. - Слишком долго я пыталась доказать моему бывшему чикагскому офису, что переезд не сказался на моей работе. Я к ним все время приспосабливалась".

С бывшими коллегами надо поддерживать исключительно деловые отношения, советуют эксперты. По мнению Лоньер, они могут "стать группой поддержки и помочь наладить дела на новой работе". А Джон Либ признается: "Из всех клиентов, которые у меня были, Стивен Гринберг помог мне больше всего". Специалисты полагают, что лучше делиться с бывшими коллегами проблемами, возникающими на новой работе. Они всегда могут дать дельный совет или помочь.

Быть начеку.

Правда, это удается далеко не всегда. Лора Форд оставила небольшое издательство Linguisystem и вместе с партнером открыла консалтинговое агентство New Avenues. Она стеснялась обращаться к бывшим коллегам по деловым вопросам, но продолжала с ними дружить. "Мы ходили вместе на ланч и на вечерники и были очень близки, - вспоминает Форд. - Но бывшие коллеги постоянно обсуждали жизнь офиса, а мне это было уже неинтересно". Эти встречи не приносили Форд никакой видимой пользы. Она чувствовала, что постепенно отдаляется от бывших коллег.

Не смогла сохранить хорошие отношения на бывшей работе и Рут Фурман. В ее случае сотрудники сами отвернулись от нее. "Я выпала из коллектива и тяжело это переживала. Бывшие коллеги собирались на вечеринки, а мне ничего об этом не говорили. Я обижалась, хотя находилась в Лас-Вегасе, а не в Чикаго вместе с ними", - делится она.

Истории Форд и Фурман совсем разные, но из них можно сделать один и тот же вывод: уходя уходи и не рассчитывай на тесные дружеские отношения. Тем не менее о деловых связях забывать нельзя.

Специалисты советуют работникам, сотрудничающим с бывшим работодателем, не связываться с его прямыми конкурентами. Надо понимать, что сотрудничество с бывшим шефом исключает общение с его конкурентами. Бывший работодатель Фурман даже занес в ее контракт пункт, запрещающий ей общение с конкурентами. Правда, это ограничение только пошло Фурман на пользу. Она не сразу набрала много клиентов, но со временем наладила сотрудничество с большим количеством компаний в Лас-Вегасе. (WSJ, Мария Подцероб)