"ЮКОС" обосновался в Роттердаме


"ЮКОС" стал второй после "ЛУКОЙЛа" российской нефтекомпанией, занявшейся бункеровочным бизнесом в одном из крупнейших европейских портов - Роттердаме. Принадлежащий "ЮКОСу" трейдер - Petroval S.A. создал новую компанию, которая арендовала в этом порту специальный терминал.

Petroval S.A. на 100% принадлежит "дочке" "ЮКОСа" - Yukos Finance BV (Нидерланды) и является экспортером большей части нефти и нефтепродуктов, производимых "ЮКОСом". Головной офис Petroval расположен в Женеве. В прошлом году компания открыла дополнительный офис в Сингапуре. В 2003 г. выручка Petroval составила около $11 млрд. При этом было реализовано 36 млн т нефти и около 14 млн т нефтепродуктов (общие объемы экспорта "ЮКОСа" составили соответственно 43 млн и 18,1 млн т).

В сообщении Petroval S.A. , размещенном на ее сайте в Интернете, сказано, что она создала "дочку" Petroval Bunker Services B.V. , которая будет осуществлять бункеровку судов в Роттердамском порту с арендованного ею нефтеналивного терминала Vopak. Терминал располагает накопительными емкостями объемом 120 000 куб. м. Как ожидается, первые поставки на него судового топлива начнутся уже в середине мая. Генеральный директор Petroval S.A. Джон Лаш сказал "Ведомостям", что новая компания будет заниматься хранением, смешением и поставкой топлива судовладельцам и бункерным компаниям. По его словам, объем годовых продаж ожидается на уровне 1 млн т. Лаш сказал также, что компания будет работать с мазутом не только "ЮКОСа", но и других производителей.

"Собственный бункеровочный терминал позволит нам выстроить полную цепочку по поставке нефтепродуктов от производителя к конечному потребителю, - говорит представитель "ЮКОСа". - Сокращение числа посредников всегда было важным направлением развития компании".

Эксперт нефтяного агентства Argus Александр Ершов считает бункеровочный бизнес весьма выгодным. "Компания получает собственный стабильный канал сбыта мазута", - говорит он. Кроме того, котировки мазута в Роттердаме на $7 - 8 за тонну выше, чем в портах Прибалтики, откуда обычно экспортируют этот продукт российские компании. К этой разнице, отмечает эксперт, добавится маржа бункеровочных компаний, которые являются посредниками между оптовыми поставщиками и конечными потребителями топлива. В то же время, говорит Ершов, "компанию могут ожидать неприятные нюансы". Например, она будет проигрывать по стоимости фрахта тем конкурентам, которые могут продавать мазут на рейде, используя устаревшие однокорпусные танкеры, тогда как Petroval, работая в Роттердаме, должен будет применять более дорогие двухкорпусные.

Специалист по экспорту одной из компаний - конкурентов "ЮКОСа" также считает, что компания занялась выгодным бизнесом. По его оценке, она будет выигрывать $20 - 30 за тонну по сравнению с продажей мазута, например, в Клайпеде. Кроме того, Petroval может стать игроком на рынке баржевых поставок топлива по рекам вглубь континента, а там цены еще выше, чем в Роттердаме.

Среди российских компаний пионером в развитии бункеровочного бизнеса стал "ЛУКОЙЛ", который прошлой осенью вместе с голландским партнером выиграл право управления бункеровочным терминалом в том же Роттердаме. Представитель "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский говорит, что компания довольна этим бизнесом и активно развивает его: в отдельных странах Северо-Запада Европы она занимает от 20% до 40% этого рынка.