ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Себя показать


История российского выставочного бизнеса началась 175 лет назад. Это не круглый, но все-таки юбилей. Но до сих пор в сравнении с ведущими выставочными центрами мира Россия по объему выставочных площадей выглядит довольно бледно. По существу, это одна из немногих стран Европы, не имеющих ни одного крупного выставочного комплекса.

Мой тезка император Александр I в декабре 1824 г. подписал рескрипт о строительстве на Васильевском острове в Санкт-Петербурге Экспозиционной залы - первого выставочного центра России. Строительство затянулось на несколько лет, и только при Николае I, уже в 1829 г. , прошла Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий, от которой и ведется отсчет выставочного бизнеса в России.

Особенностью ее было то, что выставка готовилась полностью за государственный счет и места экспонентам предоставлялись бесплатно. На все это тогдашний Минфин выделил 10 000 полновесных рублей - немалую по тем временам сумму. При этом на выставку принимались только российские изделия, произведенные на предприятиях российских подданных, сделанные из российского сырья и материалов рабочими, русскими по происхождению. То есть принципиальный подход был таким, что выставка рассматривалась как дело государственное и общероссийское.

$50 000 на выставку.

Конечно, в условиях XXI в. подход не может быть прежним, но роль государства в формировании выставочно-ярмарочного сектора рынка должна быть большей, чем ныне. До недавнего времени этим вопросом занималась правительственная комиссия во главе с вице-премьером Борисом Алешиным, однако проводимые реформы правительства и основных министерств пока не внесли ясности, что будет дальше с этой комиссией и кто ее будет возглавлять.

В любом случае выставочная деятельность, как известно, проводится и внутри страны, и за рубежом. Но в российском бюджете отдельной строкой финансируется только участие в зарубежных выставках, да и то на все про все отпущено около $1 млн в год. Если же учесть, что выставок, где российское участие признано целесообразным, насчитывается около 20, то получается, что в среднем на одну выставку выходит не более $50 000, которые можно потратить лишь на частичное финансирование участия российских предприятий.

Надо расти.

Если говорить честно, то в сравнении с ведущими выставочными центрами мира Россия выглядит довольно бледно. По существу, мы одна из немногих стран Европы, не имеющих ни одного крупного выставочного комплекса. Крупными считаются выставочные центры более 100 000 кв. м, и их насчитывается в мире 20 - от Ганновера (479 000 кв. м) до Познани (103 000 кв. м). А Москва со своим крупнейшим выставочным комплексом "Экспоцентр" (90 000 кв. м) находится сегодня на 21-м месте.

Анализируя причины, которые вызвали такую ситуацию, хотим мы или не хотим, все равно придется говорить о роли государства. Ведь в советский период, из которого мы все вышли (а некоторые выходят до сих пор) , выставочная деятельность носила показательный, пропагандистский характер. Не случайно крупнейший выставочный центр страны назывался Выставка достижений народного хозяйства. За последние 10 - 15 лет роль и возможности государства резко упали, но рыночные реформы привели к существенному пересмотру отношения к выставочной деятельности. Торговые выставки стали фокусировать новые тенденции хозяйственной активности, привлекать в страну новых игроков и реальные инвестиции. Повысилась роль негосударственных структур, таких как торгово-промышленные палаты (ТПП) , союзы, гильдии и просто частные выставочные компании. В результате, несмотря на почти двукратное сокращение промышленности, суммарная площадь проводимых в России выставок увеличилась с 1999 по 2003 г. более чем в шесть раз. На сегодня в стране около 370 000 кв. м выставочных площадей, из них 240 000 кв. м - в Москве и около 40 000 кв. м - в Санкт-Петербурге. Еще один относительно крупный выставочный комплекс есть только в Нижнем Новгороде (12 000 кв. м) , плюс в 9 - 10 городах-миллионниках существуют выставочные центры от 4000 до 6000 кв. м.

Эти цифры объективно отражают положение Москвы как инвестиционных, технологических и финансовых ворот России. Если в целом по стране последние годы рост выставочного рынка оценивается в 10% , то по Москве он на 5 - 10% выше. Здесь проводятся 60% всех российских выставок, что в денежном эквиваленте составляет около 80% всего оборота отрасли. Непрерывно растет число и расширяется тематика выставок, возрастает количество компаний-организаторов. По данным департамента выставок ТПП РФ, их сейчас в стране насчитывается не менее 400, из них почти половина работают в московском регионе. Но самое главное заключается в том, что пока только в Москве продолжаются рост выставочных площадей и их загрузка. Возьмем, например, ведущий выставочный центр России "Экспоцентр". За прошлый год здесь проведено 84 мероприятия, в которых участвовали 24 500 экспонентов из 101 страны мира. По сравнению с 1999 г. количество проданных площадей удвоено - с 280 000 до 510 000 кв. м. Коэффициент загруженности площадей достиг 12, т. е. одну и ту же площадь в павильонах продавали 12 раз за год. И это при том, что для Европы этот показатель редко доходит до 9. Безусловно, это не столько успех организаторов, сколько беда с площадями.

Будем расти.

В последние годы в Москве проводится около 300 - 400 выставок в год, задействующих общий объем площадей, примерно равный 800 000 кв. м. На 2004 г. запланировано уже более 500 выставок. Но проблема в том, что значительная их часть проводится не в квалифицированных выставочных центрах, а, по существу, на приспособленных площадях вплоть до спорткомплексов и дворцов культуры. Поэтому целый ряд серьезных международных выставок, которые могли бы проходить в Москве, из-за недостатка достойных площадей здесь отсутствуют. По оценке одного из ведущих игроков этого рынка - Араса Агаларова (владельца комплекса "Крокус-Экспо". - "Ведомости") , в 2005 - 2006 гг. суммарная площадь проводимых в Москве выставок превысит 900 000 кв. м.

В Москве выставочный бизнес на месте не стоит, потому что его подгоняет экономическая конъюнктура. Именно поэтому в предыдущие годы были увеличены площади в "Экспоцентре", "Росстройэкспо" и КВЦ "Сокольники" на 15 700 и 5000 кв. м соответственно, а три крупнейших комплекса - "Экспоцентр", ВВЦ и "Крокус-Экспо" - уже заявляют о новом строительстве. У "Экспоцентра" готов план строительства новых павильонов N 8, 9 и 10 общей площадью 20 000 кв. м. Кстати, надо отдать должное новому руководству этой компании, ухитряющемуся вписаться в границы своей территории. Кроме того, осторожные, но весьма настойчивые разговоры ходят о планах целого ряда международных выставочных компаний построить собственные комплексы в Москве, например в Лужниках и на ряде других площадок, но в пределах города, поскольку многие считают, что вынос выставочного центра за МКАД серьезно сокращает приток посетителей. Тем не менее к строительству второй очереди "Крокус-Экспо" примерно на 70 000 кв. м приступил Агаларов, рассчитывающий в 2007 - 2008 гг. выйти на общую площадь 100 000 кв. м. Надо особо отметить, что это не реконструкция, не надстройка, а полностью новое строительство в соответствии с современными техническими требованиями и в расчете на проведение выставок самой широкой тематики. Допустимая нагрузка на пол в "Крокус-Экспо" достигает 20 т на 1 кв. м, высота потолков - более 9 м, а залы оборудованы новейшими системами коммуникаций и жизнеобеспечения. Все это позволяет принимать выставки практически любой направленности - от крупногабаритной техники до ювелирных изделий.

Я довольно давно знаком с Арасом Искендеровичем Агаларовым, поскольку он был одним из инициаторов создания ММБА и все эти годы является вице-президентом нашей ассоциации. Ни один самый смелый и самый непредсказуемый эксперимент, который он задумывал, не провалился. У него удивительное чувство и умение предвосхищать события. Поэтому я считаю, что его намерение через несколько лет иметь в "Крокус-Экспо" около 30% всех московских выставок вполне может реализоваться. Уже сейчас компания MVK переводит к нему часть своих выставок, в частности одну из крупнейших отраслевых - "Полиграфинтер", а с 2005 г. к ней прибавятся "РосУпак" и "ЕвроЭкспоМебель". Буквально на прошлой неделе я выступал там на открытии выставки "Молл-2004", посвященной развитию крупных торговых центров, и лишний раз убедился в отличном потенциале "Крокус-Экспо".

О планах расширения заявил только что и генеральный директор ГАО "ВВЦ" Магомед Мусаев. Ожидается, что на площадках между 69-м и 70-м павильонами и за главным входом на выставку могут быть размещены современные выставочные помещения размером около 40 000 кв. м. Нельзя не восхищаться энергией Магомеда Халилулаевича, который в очень сложной ситуации нерешенности вопроса между московскими и федеральными властями по управлению этим огромным комплексом стремится во что бы то ни стало продвигать его развитие. В нынешних условиях нельзя ни в коем случае терять темпы. Правительство Москвы, мэр города готовы выделить на развитие ВВЦ необходимые средства и, взяв его в доверительное управление, превратить в уникальный комплекс. Тормозит Минэкономразвития.

Ждем правил.

В этом году еще один юбилей - 10-летие "успешной" работы над проектом закона "О выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации". К счастью, с приходом к руководству ТПП России Евгения Примакова серьезно оживилась работа в этом направлении. Палата представила в прошлом году собственный проект закона, а комитет ТПП по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, возглавляемый энтузиастом этого дела Юрием Котовым, к концу года должен завершить разработку проекта "Положения об организации выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации", в котором будут изложены в том числе требования к выставочным мероприятиям, выставочным комплексам, их реестр, а также правила проведения выставок и ярмарок.

Организаторы.

Более четверти всех проводимых в Москве выставок организуют четыре крупнейшие компании-организатора - "Экспоцентр", MVK, "Максима" и ITE. В то же время 66 организаторов (или половина всех работающих в Москве организаторов) проводят всего по одной-две выставки, т. е. , по существу, являются не выставочными компаниями, а дирекциями по проведению отдельных мероприятий.

Немало проблем возникает с довольно часто появляющимися мелкими компаниями, грешащими тем, что копируют чужие выставки, придумывают новые, но на недостаточно актуальные темы, в результате чего проходят некачественные мероприятия. В 2000 г. , например, были заявлены 310 выставок, но примерно треть из них не оправдали надежд организаторов и экспонентов и в дальнейшем были отменены. Есть проблема с уровнем сервиса на существующих комплексах. В прошлом году компания "Экспомир" по результатам работы в 2002 г. провела опрос участников выставок на основных московских площадках. Лучшие же оценки по сервису получили (в порядке убывания) "Гостиный двор", "Экспоцентр", "Олимпийский", "Сокольники", ВВЦ, ЦМТ, а на последнем месте со значительным отрывом оказался ЦДХ. Хотя справедливости ради следует сказать, что по качеству мероприятий он был на 2-м месте после "Экспоцентра".

Посетители.

Сейчас не существует единой системы сбора выставочной статистики, обеспечивающей ее сопоставимость и достоверность. Эта проблема беспокоит и самих игроков рынка, и Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ) , и торговые палаты, и экспонентов. Знает об этой ситуации в России и UFI (Международный выставочный союз) и даже обещает помочь. Но пока очень многие организаторы выставок завышают статистику посещений, иногда в несколько раз. Хотя эта политика недальновидная и для самих организаторов, и для имиджа страны.

В Германии, например, действует Общество добровольного контроля статистических данных ярмарок и выставок (FKM). Оно создано самими организаторами выставок, однако ни технически, ни финансово, ни организационно ни от одной компании не зависит. Благодаря системе контроля FKM любая немецкая выставка становится реальным товаром с совершенно конкретными потребительскими свойствами.

Поэтому и нам в России надо добиваться того, чтобы стало выгодно показывать реальную статистику. У нас сейчас немало выставок, получивших знак UFI, МСВЯ или Гильдии Московской ТПП. Почему бы им не ввести в качестве обязательного требования подтверждение статистических показателей независимой специализированной структурой? Например, что-то наподобие немецкой FKM.

Неплохой опыт есть у компании "Русском Ай-Ти Системс", которая разработала "Положение о выдаче свидетельства, определяющего количественные показатели выставочных мероприятий". Только таких компаний должно быть несколько, между ними должна быть конкуренция, а если кто-то займется приписками, то тут же лишится аккредитации и положения на рынке.

В качестве компании, которая могла бы проводить аккредитацию, на мой взгляд, должен быть МСВЯ, ТПП или какая-нибудь новая ассоциация организаторов выставок. А представители Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, других ведомств могут направить к ним своих наблюдателей.