Бизнес-стиль для миллионов


По оценке журнала Forbes, Стефан Перссон, сын основателя и крупнейший акционер ведущей европейской компании по торговле модной одеждой, – самый богатый человек в Швеции. Его состояние журнал оценил в $8,6 млрд.

Немногим компаниям, торгующим одеждой, удается выбраться за рамки национальных рынков. Hennes & Mauritz удалось, и она продолжает покорять новые рынки. Секрет успеха – стратегия, нацеленная на то, чтобы продавать модную одежду по низким ценам.

Жизненный путь компании не был устлан розами. Однако крупных ошибок, которые затруднили бы ее рост на глобальном рынке, руководство H&M до сих пор не допускало. За последние пять лет компания открыла 350 новых магазинов, ее годовые продажи выросли на 70%, а прибыль увеличилась более чем в два раза и по итогам 2003 г. составила $848 млн. По данным Hoover’s, по итогам 2003 г. объем продаж H&M составил $6,4 млрд.

Сегодня компания работает в 17 европейских странах, Канаде и США, а осенью готовится открыть свой 1000-ный магазин. Глобализация не обошла стороной и мир моды, а потому сейчас H&M продает одни и те же коллекции и в Нью-Йорке, и в Хельсинки. Это позволяет ей экономить на масштабе и держать низкие цены.

В 1947 г. отец Перссона, Эрлинг Перссон, основал компанию Hennes, торговавшую женской одеждой. В 1964 г. Перссон-старший вывел свою компанию за пределы Швеции, открыв магазин Hennes в Норвегии. В 1968 г. он купил магазин охотничьей одежды Mauritz. К 1982 г., когда на пост гендиректора заступил Перссон-младший, за пределами Швеции было всего 45 магазинов H&M. Сейчас их больше 850. В 1998 г. Стефан Перссон оставил должность гендиректора, но место председателя совета директоров намерен сохранять за собой неопределенное время.

H&M часто сравнивают с другой шведской компанией – IKEA. У них и правда много общего: обе стараются сохранять невысокие цены и производить товары там, где это дешевле. И хотя Перссону, по общему мнению, недостает харизмы основателя IKEA Ингвара Кампрада, но и он пользуется среди своих подчиненных огромной популярностью.

Практически каждый день Перссон наведывается в какой-нибудь магазин компании, где проводит долгие часы в торговом зале, разговаривает с продавцами и слушает, что говорят покупатели. “Все самое важное происходит именно в торговом зале”, – говорит он.

Отец Перссона привез идею своего бизнеса из поездки в Соединенные Штаты, где он видел магазины, продающие недорогую готовую одежду, доступную самому массовому потребителю. Теперь США – самый трудный участок работы компании. Свой первый магазин в Нью-Йорке H&M открыла в 2000 г. Но из-за высоких затрат и экономического спада расширение бизнеса компании в США пошло медленнее, чем планировалось. Аналитики заговорили о том, что шведы недооценили остроту конкуренции за американского покупателя.

“Конечно, все делают ошибки. Так происходит с любой компанией на любом рынке, – говорит Перссон. – Но серьезных проколов у нас не было. В США у нас порядка 70 магазинов, а недовольны мы работой от силы 10 из них. В остальных дела идут прекрасно, и мы рассчитываем получить прибыль уже в этом году – раньше, чем мы планировали, когда только выходили на американский рынок”.

Перссон пропускает мимо ушей требования финансовых аналитиков, настаивающих на необходимости скорейшего получения прибыли. “Если стратегия компании предусматривает расширение бизнеса, говорить о скорой финансовой отдаче просто бессмысленно, – считает Перссон. – Так не бывает”.

В одном семейство Перссон не похоже на владельца IKEA и представителей других шведских династий, таких как, например, семейство Раузинг, владеющее компанией Tetra Pak. Шведские магнаты все как один отчаянно стремятся сохранить свои компании частными – H&M провела первичное размещение акций еще в 1974 г.

Перссон отличается от них еще и тем, что не стремится уехать из Швеции, несмотря на то что его родина – рекордсмен по уровню налогообложения из всех стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития. Сегодня Перссон чуть ли не крупнейший налогоплательщик Швеции.

“Я никогда не думал, что надо уезжать ради экономии на налогах, – говорит он. – Счастья это не принесет”. Тем более что благодаря налоговой реформе Перссон с 1997 г. не платит налог с принадлежащих ему акций в H&M.

Перссон остается немного в стороне от бизнес-сообщества Швеции. В отличие от своих ровесников, которые стремятся занять как можно больше постов в советах директоров разных компаний, 56-летний руководитель H&M, напротив, вышел из состава советов директоров IKEA и Electrolux, чтобы уделять больше внимания собственному бизнесу. Перссон не стремится использовать свое богатство и для того, чтобы увеличить собственное влияние в других компаниях. “Покупать влияние глупо, – считает он. – Влияние основывается на знаниях, а не на количестве денег, которыми человек располагает. По крайней мере так должно быть”.

Перссон основал несколько благотворительных фондов, средства из которых расходуются на нужды здравоохранения, исследования в области медицины и т. д. Его трудно назвать другом журналистов – в свое время он имел привычку будить их среди ночи, чтобы высказать претензии по поводу статьи. Но постепенно H&M становилась более прозрачной компанией, и отношения наладились.

Сейчас Перссон готов обсуждать с прессой даже такие “личные” вопросы, как участие в жизни компании представителей младшего поколения его семьи. Его старшему сыну Карлу-Юхану 29 лет. “У всех детей есть доля в компании, каждый из них готовится занять в ней какое-то место, – рассказывает Стефан Перссон. – Мой старший сын больше интересуется вопросами повседневного управления. Чем он будет заниматься в дальнейшем, я не знаю, но работа в Hennes & Mauritz его, несомненно, интересует”.

Но пока Стефан Перссон бразды правления компанией никому передавать не намерен. Наверное, он последует примеру своего отца. Эрлинг Перссон умер в 87. В то время у него все еще был собственный офис в корпоративном здании Hennes & Mauritz. (FT, 31.05.2004, Екатерина Кудашкина)