Подключение Электроников


Группу образовали студенты консерватории Флориан Шнайдер и Ральф Хюттер, увлекшиеся в конце 1960-х гг. арт-роком и психоделической музыкой. Период поисков закончился в 1974 г., когда появилась 20-минутная композиция “Автобан” со звуками заводящегося автомобиля, которая стала мировым хитом и в том числе первым немецкоязычным хитом в США. Тогда же сформировалось классическое шоу Kraftwerk, в котором музыканты неподвижно стояли за разнообразными электронными приборами на фоне световых эффектов и видеопроекций. Количество инструментов с годами уменьшалось, пока в 90-х их не заменили портативные ноутбуки.

По описанию такое шоу не кажется очень-то оригинальным для изобретательных 70-х, но успех альбомов Radioactivity, Trans-Europe Express и Man Machine сделал “Крафтверк” одной из самых влиятельных групп в популярной музыке. Из их отдельных композиций родились синти-поп, электро, техно, а в 90-е гг. появилось направление audio-design. Популярность группы была связана, во-первых, с мелодиями – скупыми, минималистическими, но в то же время выразительными и запоминающимися. Вторым важным компонентом был четкий и пронзительный звук, на создание, запись и адекватное концертное воспроизведение которого у музыкантов уходили долгие месяцы и годы. “Звуковой продукт” Kraftwerk сводил с ума привередливых европейцев, американцев и звезд шоу-бизнеса: о сотрудничестве группу просили Дэвид Боуи, Майкл Джексон и даже стареющий Арнольд Киллер – но каждый раз безрезультатно. В 90-е гг. каждый владелец компьютера смог стать “немного “Крафтверком” – в продажу поступили СD-ROM с сэмплами, надерганными из альбомов группы.

Сама группа очень быстро стала уставать от своего звездного статуса, в текстах появились отстраненные зарисовки танцующих манекенов, сбегающих из магазинов, человекомашин, фотомоделей, отдающих себя фотообъективам, и, конечно, роботов. Песня о роботах (1980), кстати, была с русским словами: “Я твой слуга, я твой работник”, – говорил машинный голос, а основой дизайна этой пластинки стали работы Эль Лисицкого и других модернистов.

Концерт в Москве открылся треком Man machine (1980) и закончился Musik non stop (1984). За это время прозвучали почти все классические композиции группы и вещи с нового альбома – про витамины и аэродинамику. Вопреки опасениям, шоу ветеранов не требовало никакого снисхождения – ни в музыкальном, ни в сценическом плане. Все началось с приветствия роботов – еще из-за закрытого занавеса. Затем занавес открылся, и на сцене оказались четыре неподвижных участника группы. За их спиной на гигантском экране ритмично менялись красно-черно-белые картины, а во время исполнения Tour de France – фрагменты хроники французской велогонки разных лет, от послевоенных до 1980-х.

Скупая лирика Kraftwerk, как и минималистичное шоу, с годами не потеряла актуальности. Напротив, если для 1980 г. текст композиции Computerworld был наполовину криптограммой, то для сегодняшнего мира власть спецслужб и крупного капитала – осознанная реальность: Deutsche Вank и КГБ, ЦРУ и Скотленд-Ярд – как по тексту 1980 г. – обладают данными и памятью.

Кульминационным моментом шоу стал выход роботов на второй бис. Занавес вновь опустился и поднялся, и вместо участников группы за ноутбуками оказались роботы, сделанные в 1991 г. для предыдущего тура Kraftwerk. Роботы ритмично вертели руками и головами, брали друг друга за “руки”; на роботе Флориана Шнайдера была зимняя шапка. Кстати, сам Флориан Шнайдер практически неподвижно простоял весь концерт с каменным лицом, а как только дали занавес, захлопнул ноутбук и бросился бежать со сцены. Еще два лирических отступления от обычно скупого концертного ритуала в Питере и Москве – русский перевод для композиции “Калькулятор” и “спасибо, до свидания”, четко произнесенные Ральфом Хюттером в конце вечера.