ВОСЬМЕРКА: Не проспать угрозу


Для России на предстоящем саммите на острове Морской в американском штате Джорджия особенно актуальным будет обсуждение программы глобального партнерства стран “большой восьмерки” против распространения оружия и материалов массового уничтожения. В рамках этой программы, учрежденной на саммите в Кананаскисе (Канада) в 2002 г., “восьмерка” решила выделить $20 млрд на финансирование проектов нераспространения, в первую очередь в России, в течение 10 лет.

Пристальное внимание мировых лидеров к проблемам нераспространения не случайно. События 11 сентября 2001 г., взрывы в Мадриде, на о. Бали, в Москве лишний раз напомнили, что угроза катастрофического терроризма – не миф, а реальность. Если в руки террористов попадет ОМУ, то последствия будут намного серьезнее. Глобальное партнерство явилось ответом мирового сообщества на этот вызов. В то же время пока предпринимаемые действия явно не соответствуют масштабу угрозы.

На прошлогоднем саммите “восьмерки” в Эвиане был принят план действий по глобальному партнерству, где была поставлена задача “проводить в жизнь активную программу с целью реализовать эту инициативу ... и добиться существенного прогресса к следующему саммиту”. Выполнены ли решения саммита в Эвиане? Достигли ли мы прорыва, о необходимости которого говорилось в документе саммита?

Ответ на эти и другие актуальные вопросы дают итоги международной конференции по глобальному партнерству, которая прошла под эгидой ПИР-Центра и Совета по устойчивому партнерству (СУПР) в конце апреля с. г. и собрала 260 участников из 21 страны мира. Среди них был проведен опрос по наиболее актуальным проблемам глобального партнерства, результаты которого весьма показательны.

Решения саммита в Эвиане, по мнению 68% опрошенных, не выполнены и “существенного прогресса” в реализации глобального партнерства не достигнуто; 82% отмечают “серьезный разрыв между средствами, о выделении которых заявлено, и средствами, реально полученными Россией”; 86% согласились с утверждением, что России и другим государствам – участникам глобального партнерства следует более критично подойти к механизмам расходования средств. По мнению 79% опрошенных, крупному российскому бизнесу пришло время принять участие в финансировании социально ориентированных аспектов программ глобального партнерства.

На предстоящем саммите в ходе обсуждения вопросов глобального партнерства лидерам “восьмерки” следует вычленить несколько ключевых проблем.

Во-первых, это наметившийся разрыв между заявленными странами-донорами и реально выделенными суммами помощи. Например, когда Россия в 1997 г. взяла на себя обязательство уничтожить свой арсенал химического оружия (40 000 т), основным условием его выполнения было предоставление иностранного финансирования. Зарубежные партнеры обещали предоставить до $1,5 млрд на эти цели. Вместе с тем реально за все время было выделено менее $200 млн, причем 70% этих средств так и остались за рубежом.

Сходная ситуация наблюдается и с финансированием утилизации оружейных ядерных материалов, списанных атомных субмарин и т. д. Если выделение средств будет проходить такими темпами, то для выполнения решений Кананаскиса понадобятся сотни лет! Но террористы в отличие от лидеров “восьмерки” действуют оперативно. У нас нет ни ста лет, ни десяти!

Лидерам G8 также следует обратить внимание на отсутствие критического анализа механизмов расходования средств (и в России, и в странах-донорах) и независимой экспертизы новых проектов. В решении этой проблемы могут принять участие и неправительственные организации.

И действующая администрация США, и команда кандидата в президенты Керри сходятся в том, что возможность доступа террористов к ядерному оружию – одна из основных современных угроз и для ее предотвращения необходимо повышение уровня ядерной безопасности в России. При этом все больше экспертов в тех же США критикуют нынешнюю администрацию за серьезный разрыв между словами и делами. В редакционной статье газеты New York Times 28 мая с. г. отмечается, что администрация Буша уделяла большее внимание проблеме Ирака, чем куда более важной угрозе попадания ОМУ в руки террористов.

Однако США, при всех проблемах, все-таки активно подключены к сотрудничеству с Россией в рамках глобального партнерства. Этого, к сожалению, нельзя сказать о всех странах “восьмерки”.

Важно, чтобы в ходе саммита обсуждение ситуации на Ближнем Востоке, каким бы важным ни представлялся вопрос, не заслонило глобальную проблему – нераспространение ОМУ.

Со времен Кананаскиса сохранилось предание о том, что не все лидеры “восьмерки” в равной степени стремились к созданию глобального партнерства. Один из лидеров предпочел вздремнуть, и только настойчивый стук в его дверь хозяина саммита способствовал единогласному решению о создании этой программы. В ходе саммита на о. Морской у лидеров “восьмерки” должно хватить бодрости и политической дальновидности, чтобы не проспать главную угрозу, критично оценить итоги своего сотрудничества по противодействию распространению, идентифицировать остающиеся проблемы и незамедлительно перейти к конкретным действиям, демонстрируя политическую волю и решимость.