Время бояться


Председатель и гендиректор американской компании по страхованию коммерческой и промышленной собственности и организации риск-менеджмента FM Global Шиван Сабраманьям говорит: корпорации вынуждены работать на нестабильном мировом рынке, где бизнес развивается через глобализацию, аутсорсинг, поглощения, таможенные барьеры. “Прибавьте к этому проблемы законодательства и организации труда, и вы получите полное представление о том, каким рискам подвергаются компании в XXI в., – говорит Шиван Сабраманьям. – Весь мир говорит о терактах и их последствиях. Но на мировую экономику негативно влияют и такие рядовые события, как пожары, наводнения, взрывы, природные катаклизмы”.

Специалисты FM Global провели исследование и выяснили, что более трети крупных компаний недостаточно подготовлены к тому, чтобы защитить основные источники дохода от последствий катастрофы. Опрос, проведенный FM Global показал, что 34% ведущих корпораций мира оценивают свою способность полностью восстановить источники дохода как “низкую” или “удовлетворительную”.

Кен Дейвей, управляющий директор FM Global, говорит: “Наилучший способ защитить свою прибыль, потоки наличных средств и остаться конкурентоспособным – это составить перечень потенциальных катастроф, которые могут повлиять на главные источники дохода, и разработать четкий план действий по ведению бизнеса в экстренных ситуациях”.

Лорд Ливен, председатель британской страховой компании Lloyd’s, недавно заявил, что в современном мире компании должны быть готовы к неожиданному падению оборотов бизнеса. Например, после трагедии в Нью-Йорке объемы мирового бизнеса сократились на 25%, а финансовые потери компаний составили $40 млрд. По оценкам экспертов, 90% средних и крупных предприятий разоряются через пять дней после катастрофы, если им не удается восстановить в полном объеме бизнес-операции. Сегодня мировая экономика переживает волны подобных потрясений. “Я совершенно уверен, что в ближайшие 10 лет на мировом рынке будут преуспевать те фирмы, советы директоров которых действуют решительно в непредвиденных обстоятельствах, – говорит лорд Ливен. – Для выработки эффективных стратегий управления рисками нужно уже сегодня изменить на уровне советов директоров корпоративную культуру компаний”. Однако многие компании не предпринимают никаких действий для создания собственной системы эффективного риск-менеджмента. По мнению специалистов, на это есть целый ряд причин и главная из них – отсутствие установленных стандартов поведения в чрезвычайной ситуации. “Страховые и финансовые компании не могут провести четкую линию между хорошо спланированным риск-менеджментом и его воплощением в действительность в одной компании и политикой в области риск-менеджмента в другой компании, где эта политика не отражена в бизнес-процессе и не является частью корпоративной культуры”, – говорит Джонатан Симмонс, сотрудник консалтинговой компании по предоставлению услуг в области менеджмента Office Shadow.

Это высказывание подтверждают и данные исследования, проведенного крупным страховым брокером – компанией Marsh. Согласно их исследованию, половина европейских компаний не знает, как управлять рисками, угрожающими их бизнесу. Большинство опрошенных гендиректоров признались, что у них нет готовых планов, как управлять операционными и стратегическими рисками, которые представляют опасность для компаний в XXI в. Marsh опросила 950 компаний с доходом от $36,3 млрд до $363 млрд в 11 европейских странах. Это самое крупное исследование в области риск-менеджмента, проведенное в Европе. Специалисты, проводившие опрос, выделили три основные категории рисков, с которыми не могли справиться компании:

– рост конкуренции;

– негативные изменения в потребительском спросе;

– падение производительности труда из-за уклонений персонала от работы без уважительной причины и текучки кадров.

“Лидеры мирового бизнеса боятся ситуаций, способных создать угрозу самому существованию и развитию их бизнеса, – говорит Нил Ирвин, директор европейского отделения Marsh по работе с корпоративными клиентами. – Эффективный менеджмент может помочь компаниям определить конкретные риски и попытаться их снизить. Но с другой стороны, большинство компаний предпочитают не заниматься серьезно риск-менеджментом, а предотвращать мелкие риски – например, такие, как защита имущества, здоровья сотрудников и безопасности”.

Один из вопросов исследования касался убытков предприятий за последние три года и наличия у компаний плана действий в кризисной ситуации. Каждая пятая британская компания заявила о том, что понесла значительные финансовые потери. Однако 33% компаний не имели подходящего плана действий в чрезвычайных обстоятельствах. Более 3/4 компаний считают, что увеличение рисков связано с обострившейся конкуренцией на рынке. Однако только половина из них смогла предъявить конкретный план по снижению рисков. Если перевести данные исследования в проценты, то получится, что 71% британских компаний жалуются на рост конкуренции, но только 41% из них считают, что способны справиться с ситуацией.

В исследовании FM Global говорится, что более 90% из опрошенных менеджеров и аналитиков крупных инвестиционных компаний Европы и США считают, что проблемой управления рисками должны заниматься советы директоров компаний. Многие инвестиционные аналитики утверждали, что зачастую не располагают всей информацией о потенциальных рисках компаний, когда анализируют ее финансовое положение. По мнению 85% опрошенных аналитиков, компании должны раскрывать информацию о потенциальных рисках и о том, как рискованные ситуации могут сказаться на их доходе. Кен Дейвей из FM Global говорит: “В инвестиционном сообществе признают важность эффективного риск-менеджмента. Тем не менее специалисты в области инвестиций утверждают, что не знают всего о рисках, которым подвергаются компании. А ведь они должны оценивать и анализировать эти компании”.

Исследователи из Marsh тоже обеспокоены тем, что предприятия не предоставляют официальной информации о существующих рисках и стратегиях по управлению компанией в чрезвычайных обстоятельствах. Каждая пятая британская компания начинала менять стратегии управления рисками только тогда, когда уже что-то произошло. По этому поводу Ирвин говорит: “Риски меняются вместе с экономической ситуацией. Бизнес должен принимать ситуацию такой, какая она есть, и регулярно пересматривать стратегии управления рисками. В конце концов, у гендиректоров есть обязательства перед работниками предприятий и акционерами. Компании, которые создают собственные системы эффективного риск-менеджмента, выживут на рынке и будут развиваться”. (FT, 1.06.2004, Мария Подцероб)