МАЛЫЙ БИЗНЕС: Стать хозяином


Есть мнение, что закрома Отчизны как цилиндр фокусника, из которого при желании можно вытащить что угодно – от яйца до зайца или, скажем, от земельного участка до свечного заводика.

Но, к сожалению, государство – не фокусник, а скорее товаровед. У которого, как хочется верить, все сосчитано и зафиксировано. Начиная от давно приватизированного и до пока еще государственного. Иной раз кажется, что стоит товароведу только захотеть, как под прилавком обязательно найдется десяток-другой квадратных метров, на которых можно развернуть любой вид бизнеса. Малого бизнеса. Потому что в нашей стране только крупный и средний бизнес являются или, по крайней мере, в какой-то части ощущают себя собственниками. Участь же малого предпринимателя – ожидание и ропот. Ропот и ожидание. Правда, жива еще и надежда на то, что уж подвалы-то малому бизнесу вот-вот отдадут. Она, как известно, умирает последней.

В принципе, ни морально-этические, ни какие-либо иные принципы не должны были бы сдерживать добрую волю государства. Если бы претворением воли в жизнь не занялись чиновники. А это настоящие мастера своего дела. Беспричинная бескомпромиссность и удивительная гибкость сочетаются в них самым невероятным образом. Они лучше, чем кто-либо другой, освоили игру “в хорошего и плохого следователя”. Может быть, именно поэтому управу на одного чиновника мы традиционно ищем у другого. Чиновники стали частью системы взаимоотношений, которая искусственно поддерживает статус чиновника как более высокий по отношению к “рядовому” гражданину. Статус единственно законного защитника государства и всего его движимого и недвижимого имущества. Вопрос лишь в том, от кого и что защищать?

Свои и чужие

Очевидно, что самые лакомые куски госсобственности ушли в индивидуально-частные руки еще в ходе приватизации. Безусловно, кое-что осталось. Подвалы. Первые этажи новостроек. То, на что всерьез рассчитывает малый бизнес. Вот только и малый бизнес бывает разный. “Проверенный” в виде карманных, аффилированных структур – порождение административно-коммерческих спаек и конгломератов. И “непроверенный”, у которого и возможности-то провериться нет. Вот почему процесс распределения собственности между “своими” и “чужими” столь предсказуем. Вот почему поиск уголка для торгового павильона превращается в хождение по инстанциям и сбор бумаг, которые сами по себе успешного решения дела отнюдь не гарантируют. Фактически предпринимателя лишают возможности предпринимать, возможности реализовывать себя и свое конституционное право. А это уже не шутки.

Диапазон отношения власти к малому бизнесу колеблется от полного игнорирования его нужд до чрезмерно пристального внимания. Положение предпринимателя только усугубляется развернутой войной против колхозных и контейнерных рынков. Наблюдается явная тенденция выдавливания частников с торговых мест. На торгующих навешиваются ярлыки от “жулика” до “наркоторговца”, что в общем-то дело совсем не чиновников, а специальных служб. Уничтожается экономическая основа выживания большого пласта российских граждан, которых обрекают на поиски альтернативных торговых мест. Впрочем, и их найти будет крайне сложно, если вообще возможно. Последний и очень показательный пример – ситуация, сложившаяся во Всероссийском выставочном центре, где выброшенными на улицу оказались не менее 2000 человек.

Губители малого бизнеса

Интересный факт. Если сопоставить тенденции закрытия рынков с показателями роста преступности, то связь очевидна. А ведь социальная ответственность бизнеса, о которой так любят рассуждать политики, заложена в малом предпринимательстве изначально. Создание новых рабочих мест, решение проблемы бедности, уменьшение общей социальной напряженности в обществе – прожекты, которым в современных условиях, увы, не суждено стать реализованными проектами.

Вместо этого власть очень активно поддерживает создание в российских городах супер- и гипермаркетов, которые на Западе давно прозвали “убийцами малого бизнеса”. Но если в Европе их деятельность строго ограничивается муниципалитетами, то в России она, как правило, муниципальными же структурами и поощряется. Особенно преуспела в этом Москва, которая, как и прежде, остается ориентиром для российских регионов. “Гипермаркетомания”, словно эпидемия охватывающая нашу страну, набирает обороты. И происходит это невзирая на многочисленные предупреждения аналитиков, экономистов, предпринимателей о том, что объятия, в которые мы так настойчиво стремимся, могут оказаться для нас смертельными. Ассортимент товаров в подобного рода магазинах на 90–95% состоит из импорта. Причем импорта, произведенного в Китае и других странах, известных дешевой рабочей силой. Зато лозунг “поддержим отечественного производителя” сохраняет свою актуальность. А стало быть, переживет еще не одну выборную кампанию.

Пример соседа

Чиновник устанавливает правила игры, основным условием которой является тотальный контроль над самой активной частью населения – предпринимателями. В этом смысле малый бизнес наиболее удобная мишень. Объект шантажа. Кормушка. Но ведь может быть и по-другому.

Приводить в качестве примера опыт в области имущественной поддержки малого бизнеса ведущими экономическими державами мира не стану. Он слишком очевиден. Другое дело – Казахстан, республика, которая, как казалось после распада СССР, откатилась далеко назад в своем социально-экономическом развитии. Во всяком случае, дальше России. Это заблуждение. И заслуга этого принадлежит бурно развивающемуся малому бизнесу. Который, в свою очередь, прогрессирует благодаря правильному к нему отношению местного чиновника. И проблем с площадями у казахских предпринимателей нет. Практически все первые этажи, полуподвальные и подвальные помещения передаются малым предприятиям. В республике действует разрешение использовать жилую площадь для осуществления предпринимательской деятельности (при соблюдении, разумеется, норм санитарно-гигиенического характера). Попробуйте сделать подобное в России. Вас обязательно заставят за очередной откуп перевести жилое помещение в нежилой фонд. Хотя в российском законодательстве не существует запрета на использование жилой площади в иных целях. А как известно, что не запрещено – разрешено. Другой вопрос – как это положение трактуется чиновником.

Доступ к собственности

Безусловно, ожидания малого бизнеса связаны с процедурами открытого доступа к имуществу. Связаны они и с возможностью прямого выкупа арендованного имущества. С решением вопроса покупки-продажи земельных участков. С изменением Жилищного кодекса и многими другими моментами.

Принципиально важным является вопрос правоприменения существующих нормативно-правовых актов чиновниками различных уровней и ветвей власти. И если существует, к примеру, указ президента РФ “О свободе торговли”, то и свобода должна существовать.

Малое предпринимательство не должно идти путем, прокладываемым и регулируемым в соответствии с пожеланиями чиновника. У россиян должен быть выбор. У предпринимателей. У потребителей. У людей.

Конечно, малый бизнес не панацея от всех бед и проблем, терзающих нашу страну. Но решить большую часть из них ему по силам. Эффективность и конкурентоспособность российских товаров и экономики в целом буквально лежат у нас под ногами. Скептики скажут, что между востребованностью и реализацией потенциала россиян и мощностью насосов в нефтяных скважинах нельзя поставить знак равенства. Это верно. Как верно и то, что повышение показателей ВВП за счет увеличения добычи природных ресурсов и изготовления алюминиевых чушек не позволит побороть бедность. Нужно лишь дать человеку кусочек собственности и возможность стать хозяином своей судьбы. Все. Больше ничего не нужно.